Планирование товародвижения и сбыта, страница 4

2.1. Кооперативы розничных торговцев. Розничные торговцы могут сами осознать необходимость объединения и координации между собой функций товародвижения. К примеру, той же деятельности по доставке. Каждому из них не выгодно содержать свое транспортное подразделение, или,  даже, свой один автомобиль, которая будет выполнять 2 – 3 рейса в день. Все остальное время она будет простаивать, и расходы по содержанию этого автомобиля ложатся бременем на  данное торговое предприятие. Но если они объединяются, то та же одна грузовая машина справляется с полным объемом доставок, выполняя их по оптимальным маршрутам, и расходы для каждого выглядят незначительно. Точно так же, в рамках  кооперации, более дешево и более эффективно могут выполняться и другие функции предприятий, входящих в каналы товародвижения и сбыта.

2.2. Добровольные цепи розничных торговцев под эгидой оптовиков. Здесь, как и в  предыдущем случае получается экономия средств и увеличение прибыли, когда розничные  торговцы объединяются под эгидой оптовика. В этом случае оптовая торговля берет на себя функции координатора, одна оптовая торговая база предлагает разным розничным торговцам  кооперацию при выполнении целого ряда функций: транспортировки, функции хранения, функции комплектации запасов по единой схеме, в результате  чего все получают преимущества.

2.3. Организации держателей торговых привилегий. При этомфункции   кооперации берет на себя производитель, который, обычно, торгует известным марочным товаром. Продавцы этого товара выступают как получатели привилегий, в  обмен на присоединение к договорной ВМС.

 Особенностью договорной ВМС является наименьшая степень регулирования, т.е. предприятия остаются отдельными и независимыми, и координируют только те функции, которые дают наибольшую прибыль, наибольшую выгоду.

3.  Управляемая ВМС координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размерам и мощи одного из участников. Т.е. организации остаются независимыми, и, в отличие от договорной ВМС, они могут не осознавать, не чувствовать потребности в объединении. Но на рынке, например, появляется производитель с товаром, которому гарантирован сбыт маркой общенационального распространения, которая имеет  хорошую рекламу. Т.е. оптовые и розничные торговцы заинтересованы в том, чтобы подключиться к сбыту этой марки. И если она хорошо сбывается, им гарантированы не только получение прибыли, но и высокие показатели оборота. Т.е. они очень быстро продают партии товара, снова покупают, снова продают и т.о. размер прибыли постоянно растет. Соответственно, их прибыль усиливается многократно  в той степени, в которой растет скорость оборота. В силу  высокой заинтересованности торговли именно данным товаром, они готовы подключаться к такой вертикальной маркетинговой системе на тех условиях, которые диктует производитель. И производитель может требовать от них и участия в рекламе, и переобучение персонала по заданному образцу, и участие в определенной процедуре планирования распределения продукта и т.д., в частности, услуги по авансированию своих услуг, т.е. продукт оплачивается непосредственно при поставке в торговую сеть, не дожидаясь продажи  конечному потребителю. Соответственно, в этом случае, производитель получает многочисленные преимущества. Примером такой ВМС может служить система сбыта компании «Кока-кола», которой, чаще всего, не принадлежат многочисленные разливочные заводы в странах, где продаются ее напитки. Так, на рынок России они поставляют не готовую продукцию, а концентрат напитка. Здесь этот концентрат попадает на разливочный завод, где продукция разливается в стандартную тару и, затем, попадает в розничные магазины.  И разливочные заводы, и розничная торговля, заинтересованы в том, чтобы получать этот концентрат, и  желающих, торговать этой продукцией больше, чем компания готова в состав  ВМС. Поэтому, между ними существует конкуренция,  которой пользуется фирма-производитель, чтобы навязать те условия, при которых ее продукт продается при оптимальном режиме.