П л а н
Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ЗЕМЛЯХ.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМ ПРИВАТИЗАЦИИ.
ИНВЕСТИЦИИ В НОВЫХ ЗЕМЛЯХ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЛЯХ.
Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент.
Преобразование экономики бывшей ГДР после объединения Германии имело некоторые принципиальные отличия от опыта восточноевропейских реформ. К особенностям германского варианта можно отнести:
— четкую определенность направления реформы;
— возврат к капиталистическому пути развития, решительная приватизация;
— сжатые сроки переходного периода, обусловленные интеграцией в уже сложившуюся высокоразвитую рыночную экономику;
— возможность опереться на сформировавшуюся правовую базу и институциональные структуры (налоговые службы, системы социального обеспечения, ведомство по приватизации) и четкие ориентиры конкурентной рыночной среды. Важнейший среди них — цены. Германии не пришлось тратить время на определение уровней и структуры цен, проходить через период хаоса, связанного с поиском цен, приемлемых для всех экономических агентов. Отсутствие экономической неопределенности — самый благоприятный фон для перестройки.
Вместе с тем переход Германии к рынку — это наиболее шоковый вариант трансформации административно-командной системы. И он тоже имеет свою цену: разорение предприятий, лавинообразный рост безработицы, социально-психологическая напряженность в связи с возникновением комплекса “немцев второго сорта”. Западногерманские эксперты считали, что все эти проблемы будут преодолены к 2000 г., и к концу века различия в уровне производительности труда и доходов между западными и восточными землями будут не больше, чем до объединения в старых землях ФРГ. Оптимизм западных консультационных фирм зиждется на позитивной оценке технического и кадрового потенциала предприятий экс-ГДР. Обнадеживающе выглядели и различные признаки не убитой частной инициативы, которые проявились еще до объединения Германии.
Что касается краткосрочных экономических прогнозов, то до лета 1991г. в восточногерманских землях ожидалось продолжение падения производства. По оценкам 5 ведущих экономических институтов ФРГ, прирост ВНП объединенной Германии в 1991г. не превысит 1.5%. Видимо (и таково мнение многих экспертов), в краткосрочной перспективе будет наблюдаться “раскол” конъюнктуры: подъем в западных и спад в восточных землях. По данным одного из опросов, заказы обеспечивали загрузку мощностей восточногерманских предприятий в первом полугодии 1991г. лишь на 45—48%. К концу года здесь ожидалось сокращение ВНП на 10% и увеличение числа безработных до 3 млн. Ситуация хуже, чем ожидалось по опросам, когда 60—70% предприятий рассчитывали, что их положение после объединения улучшится или будет удовлетворительным. В действительности же производство в Восточной Германии в 1990г. сократилось почти вдвое. Но лишь 7% руководителей предприятий не видели никаких шансов на выживание. Когда можно ожидать подъема в восточных землях — являлся главным вопросом конъюнктурных прогнозов — в основном это зависело от темпов и глубины структурных преобразований хозяйства бывшей ГДР. Изменение ситуации должно было начаться скорее всего в 3-4 квартале 1991г. Именно к этому моменту должны проясниться темпы создания новых предприятий, масштабы приватизации, спрос на кредит. Многое в то время зависело от инвестиционной политики западногерманских фирм.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ЗЕМЛЯХ.
Понятия рыночная и предпринимательская экономика на Западе нередко употребляются как синонимы. Предприниматель является олицетворением динамизма и жизнеспособности капиталистической экономики, ключевой фигурой в инновационном процессе, структурной перестройке хозяйства. Именно стимулирование предпринимательской активности могло ускорить выход восточногерманской экономики из структурного кризиса.
Возрождение предпринимательства, как показал опыт первых шести месяцев после объединения Германии, проходило в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм (к январю 1991 г. было подано примерно 260 тыс. заявок), и реприватизация некогда отчужденной собственности, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой являлась децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинали действовать как свободные производители в рыночной среде. Но основная ставка в настоящее время, естественно, делалась на приватизацию бывших народных предприятий.
Реприватизация, то есть возвращение собственности бывшим владельцам или их наследникам, предусматривалась еще до объединения законом, изданным в ГДР в марте 1990г. Последние частные предприятия в Восточной Германии прекратили свое существование в 1972г., когда в соответствии с решением Совета министров ГДР они были переданы в народную собственность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.