Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент

Страницы работы

Содержание работы

П л а н

Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ЗЕМЛЯХ.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМ ПРИВАТИЗАЦИИ.

ИНВЕСТИЦИИ В НОВЫХ ЗЕМЛЯХ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЛЯХ.

Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент.

Преобразование экономики бывшей ГДР после объединения Германии имело некоторые принципиальные отличия от опыта восточноевропейских реформ. К особенностям германского варианта можно отнести:

— четкую определенность направления реформы;

— возврат к капиталисти­ческому пути развития, решительная приватизация;

— сжатые сроки переходного периода, обусловленные интеграцией в уже сло­жившуюся высокоразвитую рыночную экономику;

—  возможность опереться на сформировавшуюся правовую базу и институ­циональные структуры (налоговые службы, системы социального обеспечения, ведомство по приватизации) и четкие ориентиры конкурентной рыночной среды. Важнейший среди них — цены. Германии не пришлось тратить время на определение уровней и структуры цен, проходить через период хаоса, связанного с поиском цен, приемлемых для всех экономических агентов. Отсутствие экономической неопределенности самый благоприятный фон для перестройки.

Вместе с тем переход Германии к рынку — это наиболее шоковый вариант транс­формации административно-командной системы. И он тоже имеет свою цену: разо­рение предприятий, лавинообразный рост безработицы, социально-психологи­ческая напряженность в связи с возникновением комплекса “немцев второго сорта”. Западногерманские эксперты считали, что все эти проблемы будут преодолены к 2000 г., и к концу века различия в уровне производительности труда и доходов между западными и восточными землями будут не больше, чем до объединения в старых землях ФРГ. Оптимизм западных консультационных фирм зиждется на позитивной оценке технического и кадрового потенциала предприятий экс-ГДР. Обнадеживающе выглядели и различные признаки не убитой частной инициативы, которые проявились еще до объединения Германии.

Что касается краткосрочных экономических прогнозов, то до лета 1991г. в восточногерманских землях ожидалось продолжение падения производства. По оценкам 5 ведущих экономических институтов ФРГ, прирост ВНП объединенной Германии в 1991г. не превысит 1.5%. Видимо (и таково мнение многих экспертов), в краткосрочной перспективе будет наблюдаться “раскол” конъюнктуры: подъем в западных и спад в восточных землях. По данным одного из опросов, заказы обеспечивали загрузку мощностей восточногерманских предприятий в первом полугодии 1991г. лишь на 45—48%. К концу года здесь ожидалось сокращение ВНП на 10% и увеличение числа безработных до 3 млн. Ситуация хуже, чем ожидалось по опросам, когда 60—70% предприятий рассчитывали, что их положение после объединения улуч­шится или будет удовлетворительным. В действительности же производство в Восточной Германии в 1990г. сократилось почти вдвое. Но лишь 7% руководителей предприятий не видели никаких шансов на выживание. Когда можно ожидать подъе­ма в восточных землях — являлся главным вопросом конъюнктурных прогнозов — в основном это зависело от темпов и глубины структурных преобразований хозяйства бывшей ГДР. Изменение ситуации должно было начаться скорее всего в 3-4 квартале 1991г. Именно к этому моменту должны проясниться темпы создания новых предприятий, масштабы приватизации, спрос на кредит. Многое в то время зависело от инвестиционной поли­тики  западногерманских фирм.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ЗЕМЛЯХ.

Понятия рыночная и предпринимательская экономика на Западе нередко употребляются как синонимы. Предприниматель является олицетворением дина­мизма и жизнеспособности капиталистической экономики, ключевой фигурой в инновационном процессе, структурной перестройке хозяйства. Именно стимули­рование предпринимательской активности могло ускорить выход восточногерман­ской экономики из структурного кризиса.

Возрождение предпринимательства, как показал опыт первых шести месяцев после объединения Германии, проходило в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм (к январю 1991 г. было подано примерно 260 тыс. заявок), и реприватизация некогда отчужденной собственности, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой являлась децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинали действовать как свободные производители в рыночной среде. Но основная ставка в настоящее время, естественно, делалась на приватизацию бывших народных предприятий.

Реприватизация, то есть возвращение собствен­ности бывшим владельцам или их наследникам, предусматривалась еще до объединения законом, изданным в ГДР в марте 1990г. Последние частные предприятия в Восточной Германии прекратили свое существование в 1972г., когда в соответствии с решением Совета министров ГДР они были переданы в народную собственность.

Похожие материалы

Информация о работе