Наиболее радикальный вариант — роспуск комбината: входящие в него предприятия получают полную самостоятельность, выбирают директоров и действуют на свой страх и риск. Так например, одно крупное станкостроительное объединение было преобразовано в 30 обществ с ограниченной ответственностью. Для этого предприятия должны были представить в Опекунский совет вступительный баланс, отчет учредителей и концепцию рыночной стратегии.
Второй путь — превращение комбината в штаб-квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятиям выгодно делегировать такого рода центру. При этом они получают оперативную и стратегическую самостоятельность. Подобная трансформация произошла, например, с текстильным комбинатом. В новый союз вошли не все предприятия объединения, какие-то были реприватизированы, другие объединились в холдинг. Большинство же вошло в союз, который согласно уставу обеспечивает своих членов рекламой, техническими и коммерческими консультациями, при необходимости организует централизованное снабжение и сбыт, совместные НИОКР, ведет тарифные переговоры с профсоюзом, решает социальные и правовые вопросы. Кроме того, ему поручалось представлять интересы своих членов на национальном уровне и за рубежом, учитывая недостаточную конкурентоспособность восточногерманской текстильной промышленности и необходимость защищать ее интересы и помогать в адаптации производителей к новым условиям.
Третья модель — это создание холдингов вместо прежних производственных объединений. Компания-холдинг не занимается производственной и коммерческой деятельностью, ее функции сводятся к общему стратегическому руководству входящими в нее юридически самостоятельными фирмами. Иными словами, организуется акционерное общество, членами которого в свою очередь являются акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.
Первые холдинги стали образовываться еще до объединения Германии. Наиболее инициативные и изобретательные директора устраивали “мозговые атаки” с привлечением западных консультантов. Стимулам к реорганизации выступало понимание того, что только в составе холдинга предприятия смогут, оставаясь гибкими и мобильными хозяйственными единицами, рассчитывать на более благоприятные условия закупок и сбыта, получения кредитов и проведения НИОКР.
По мнению западных экспертов, которых привлекали к реорганизации бывших народных предприятий, к числу первоочередных задач относятся:
I) снижение издержек, в первую очередь накладных расходов;
2) освобождение от “балласта” - неэффективных производств и непрофильных работ и услуг, на которые приходится основная часть накладных расходов;
3) выработка новой стратегии производства и сбыта;
4) использование маркетинга;
5) реорганизация прежних горизонтальных управленческих структур в вертикальные по типу центров прибыли.
К задачам более отдаленным относится освоение управления инновациями.
С одной стороны, даже наиболее “крепкие” предприятия нуждаются в модернизации. С другой — самые, казалось бы безнадежные имеют шансы на выживание. Например, американская фирма “Бостон консалтинг групп” консультировала предприятие, выпускавшее товары длительного пользования, которые отставали от западных моделей лет на 10. И при этом были намного дороже. Тем не менее эксперты нашли привлекательные моменты в возможности специализации на производстве комплектующих узлов и в наличии разветвленной розничной сети.
Отсутствие опыта работы в условиях рынка приводит к тому, что западным консультантам приходится не только предлагать новые методы и критически перепроверять идеи, но и заниматься воплощением своих рекомендаций, работать с менеджерами.
Особенно сложен круг вопросов, возникающих при акционировании производственного объединения. Это требует комплексных консультаций с привлечением различных специалистов и юридических фирм. Во-первых, необходимо с привлечением независимых экспертов оценить баланс, возможно с участием банков или компаний, помогающих в решении финансовых и технических вопросов, связанных с выпуском акций. Во-вторых, встает вопрос об организационной структуре (дивизиональной, по типу центров прибыли и т. д.)и управленческих кадрах. Акционерное общество в отличие от семейной фирмы или общества с ограниченной ответственность имеет более сложную, иерархическую структуру управления. Здесь привлечены капиталы большого числа пайщиков, долями которых легче манипулировать. Поэтому в акционерном обществе управление отделено от собственников и обладает большей самостоятельностью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.