Учебный модуль «Школа пациента» для медицинских работников противотуберкулезной службы («пилотный» вариант), страница 14

«Социальная поддержка»

1.  Беседа с больным (наличие постоянного места жительства, где бы хотел получать лечение, уровень приверженности лечению)

2.  Наладить связь с медработниками других лечебных учреждениях для передачи пациента из рук в руки.

3.  В день выписки (освобождения): передать имеющие документы (паспорт, справки, информация по прохождению «ШП»), возможность покрытия транспортных расходов

Пациенту необходимо предоставить информацию об оказываемой социальной поддержке на амбулаторном этапе лечения – оплата проезда до места лечения, продовольственный набор 1 раз в 2 недели и доставка препаратов на дом при возникновении обстоятельств,  не позволяющих принимать препараты в противотуберкулезном учреждении.

Тематические игры

Игра : «День рождения».

Необходимо подготовить: свечку, спички, хирургическую маску.

Инструкция

Пригласите пациента, у которого в ближайшие дни было или будет день рождения. Вместе с группой поздравьте его с днем рождения. Скажите, что обычно на день рождения задувают свечи на торте и вы тоже предлагаете не нарушать традиции и задуть свечу. (можно спеть песню «С днем рождения тебя...») Зажгите свечу и предложите пациенту задуть ее на расстоянии вытянутой руки, каждый раз когда он задувает свечу, зажигайте ее заново и отдаляйтесь от пациента пока он не сможет задуть свечу (на 2-3 метра).

Предложите пациенту одеть маску. Зажгите свечу, и предложите  ему опять попытаться задуть свечу сначала на расстоянии 2-3 метра, постепенно приближаясь к нему.

Вывод: Больной туберкулезом во время разговора, кашля, чихания выделяет микобактерии ТБ в окружающую среду. Частички слюны, мокроты с микобактерией ТБ могут «отлетать» на расстояние 2-3 метра вокруг. Ношение масок значительно снижает количество выделяемых микобактерий ТБ в окружающую среду, что снижает риск инфицирования окружающих!

Игра: «Разложи карточки»

Необходимо:

·  карточки с надписями: Белки, Жиры, Углеводы, Витамины

·  карточки с фотографиями или изображениями:

o  Белки: мясо, яйца, фасоль, курица, рыба, молоко, горох ит.д.

o  Углеводы: Хлеб и мучные изделия, рис, гречка, манная крупа, картофель, макароны

o  Витамины: овощи, фрукты, молочные продукты, орехи

o  Жиры: Сливочное масло, растительное масло, маргарин, животный жир, сало, каймак, орехи

Инструкция

Разложите на столе карточки с надписями: Белки, Жиры, Углеводы, Витамины. На стол, а остальные карточки с картинками раздайте на руки пациентам. Попросите пациентов расставить соответствующие карточки с изображением продуктов  в соответствующие группы.

Подождите, пока пациенты разложат все карточки, и вместе с ними проверьте правильность раскладки.

Игра «Составь меню»

Необходимо:

·  карточки с надписями: Белки, Жиры, Углеводы, Витамины

·  карточки с фотографиями или изображениями:

o  Белки: мясо, яйца, фасоль, курица, рыба, молоко, горох ит.д.

o  Углеводы: Хлеб и мучные изделия, рис, гречка, манная крупа, картофель, макароны

o  Витамины: овощи, фрукты, молочные продукты, орехи

o  Жиры: Сливочное масло, растительное масло, маргарин, животный жир, сало, каймак, орехи

Инструкция

На столе разложены карточки с надписями: Белки, Жиры, Углеводы, Витамины, а под ними соответствующие карточки с картинками .

Скажите: для того чтобы питание было сбалансированным, в рационе пациентов должен быть один  из продуктов с каждой группы.

Например: мясо - белок, рис-углевод, салат из овощей -витамины, сливочное или растительное масло - жиры

Попросите выбрать карточки с продуктами так, чтобы можно было приготовить сбалансированные блюда.

Спросите, какие блюда можно приготовить из этих продуктов, из продуктов доступных им, чтобы еда получилась сбалансированной?