РАДИАЦИОННЫЕ АВАРИИ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Крупные радиационные аварии и инциденты последних 50 лет различают мощность поражающих факторов, разные социально экономические условия, в которых они возникали. И объединяют общие повторяющиеся медико-психологические черты, присущие только радиационному инциденту.
Психологические и психиатрические эффекты радиационных катастроф, по своим масштабам и значимости нередко перекрывают прямые биологические эффекты и наносят дополнительный ущерб здоровью популяции, еще более снижая социальное функционирование и трудоспособность пострадавших.
Психолого-психиатрические эффекты обусловлены неотъемлемыми свойствами радиационных катастроф, которые существенно отличаются от природных и техногенных, свободных от радиационного воздействия.
В радиационных катастрофах человечество впервые столкнулось со сложным, многофакторным стрессовым воздействием, которое включает два разнонаправлено влияющих фактора:
· биологическое воздействие радиации, влияющее не только на здоровье вовлеченных индивидуумов, но и через эмбриотоксические и генетические эффекты на здоровье последующих поколений;
· психологический стресс сложной структуры, который характеризуется отсутствием сенсорного восприятия опасности радиационного воздействия, ожиданием отсроченных эффектов для здоровья в будущем или у будущих поколений, особым представлением о безусловной патогенности ионизирующей радиации, закрепленном в обыденном сознании после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
Психологические последствия не ограничены определенным отрезком времени. Они размыты во времени и пространстве, могут продолжаться сколь угодно долго и не ограничиваются периодом аварии или инцидента или временем распада радиационного фактора в окружающей среде. Психологический эффект захватывает не только людей непосредственно участвующих в аварии, но и распространяется на значительные массы, непосредственно под действие радиационного фактора не попавшие. После радиационных аварий и инцидентов возникает «эффект размывания катастрофы».
Беспокойство охватывает значительно большую популяцию, чем население на загрязненной территории по объективным причинам, поскольку уточнение размеров загрязненных территорий происходит длительно, и по субъективным причинам: человеку психологически трудно представить ситуацию, что его близкий сосед живет на загрязненной территории, а он - на чистой, тем более, для традиционно связанных территорий.
Радиационная авария, влечет за собой загрязнение окружающей среды, всегда вовлекает значительные массы населения и требует обязательного применения защитных мероприятий, вплоть до эвакуации и переселения больших контингентов, что еще более усиливает социально-психологическое напряжение.
Факт радиационного воздействия (даже в минимальных дозах) нарушает потребность в безопасности и сохранении здоровья, направленную в будущее на протяжении жизни индивида и его потомков. Содержанием психологических последствий является беспокойство людей за свое здоровье и здоровье своих детей, поскольку известно (это закреплено в обыденном сознании), что физические нарушения проявляются как в близком, так и в отдаленном периодах после катастрофы.
Радиационные катастрофы воспринимаются большинством людей более болезненно, чем стихийные бедствия, поскольку они отражают потерю контроля над процессами, считавшимися безопасными.
Анализ психолого-психиатрических последствий радиационных аварий, имевших место за рубежом, отечественный опыт показали, что среди вовлеченного населения существуют "критические группы", являющиеся индукторами социально-психологической напряженности и последующей дезадаптации населения. К ним относятся представители местных властей, медицинские работники (на начальных этапах аварии), педагоги, матери с маленькими детьми, соматически больные. Даже дети из групп риска сами становятся носителями кризисной психологии и впоследствии будут воспроизводить кризисные отношения в социуме. Неадекватные родительские установки, а также установки ближайшего окружения – педагогов, врачей способствуют повышенному уровню тревожности и снижению самооценки. Мишенями психологического стресса аварии в силу своих медико-психологических особенностей являются также подростки и лица с определенными видами психической, а также с некоторой соматической патологией. Таким образом, пережитая взрослыми Чернобыльская катастрофа, привела к возникновению кризисного сознания не только у взрослых, но и у детей и подростков.
Эти выделенные группы являются общими, характерными для большинства аварий.
Однако, с точки зрения готовности к радиационным авариям и снижения уровня их негативных последствий, необходимы конкретные знания о медико-психологическом и социально-психологическом состоянии общества, окружающего данный радиационно-опасный объект в текущий отрезок времени и в конкретной местности. Это важная основа профилактики, поскольку от базового социально-психологического состояния зависит объем и глубина психологических последствий. На примере анализа последствий известных радиационных аварий показано, что они создают своеобразную психологическую сенсибилизацию к самому понятию «радиации», независимо от величины этого фактора в окружающей среде, снижающую способность пострадавших эффективно справляться с любыми стрессами. При этом стрессоры, ассоциирующиеся с первичным стрессом радиационной аварии, могут приводить к бурным генерализованным ответам на фоне относительно низкого уровня дистресса даже спустя годы от начальной точки аварии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.