Радиационные аварии и психическое здоровье населения

Страницы работы

Содержание работы

РАДИАЦИОННЫЕ АВАРИИ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Крупные радиационные аварии и инциденты последних 50 лет различают мощность поражающих факторов, разные социально экономические условия, в которых они возникали. И объединяют общие повторяющиеся медико-психологические черты, присущие только радиационному инциденту.

Психологические и психиатрические эффекты радиационных  катастроф, по своим масштабам  и значимости нередко перекрывают прямые биологические эффекты и наносят дополнительный ущерб здоровью популяции,  еще более снижая социальное  функционирование  и трудоспособность пострадавших.

Психолого-психиатрические эффекты  обусловлены  неотъемлемыми свойствами радиационных катастроф,  которые существенно отличаются  от природных и техногенных,  свободных от радиационного воздействия.

В радиационных катастрофах человечество впервые столкнулось со сложным, многофакторным стрессовым воздействием, которое включает два разнонаправлено влияющих фактора:

·  биологическое воздействие радиации, влияющее не только на  здоровье вовлеченных индивидуумов, но и через эмбриотоксические и генетические эффекты на здоровье последующих поколений;

·  психологический стресс сложной структуры, который характеризуется отсутствием сенсорного восприятия опасности радиационного воздействия, ожиданием отсроченных эффектов для здоровья в будущем или у будущих поколений, особым представлением о безусловной патогенности ионизирующей радиации, закрепленном в обыденном сознании  после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

Психологические последствия  не  ограничены  определенным отрезком времени. Они  размыты во времени и пространстве, могут продолжаться сколь угодно долго и не ограничиваются периодом аварии или инцидента или временем распада радиационного фактора в окружающей среде. Психологический эффект  захватывает не только людей непосредственно участвующих в аварии, но и распространяется на значительные массы, непосредственно под действие радиационного фактора не попавшие. После радиационных аварий и инцидентов возникает «эффект размывания катастрофы».

Беспокойство охватывает значительно большую популяцию,  чем население на загрязненной территории по объективным причинам,  поскольку уточнение размеров загрязненных территорий происходит длительно, и по субъективным причинам: человеку психологически трудно представить ситуацию,  что  его  близкий сосед живет на загрязненной территории, а он - на чистой, тем более, для традиционно связанных территорий.

Радиационная авария, влечет за собой  загрязнение  окружающей  среды,  всегда вовлекает значительные массы населения и требует обязательного применения защитных мероприятий,  вплоть до эвакуации и переселения больших контингентов, что еще более усиливает социально-психологическое напряжение.

Факт  радиационного воздействия (даже в минимальных дозах) нарушает потребность в безопасности и сохранении здоровья,  направленную в  будущее на протяжении жизни индивида и его потомков. Содержанием  психологических последствий является беспокойство людей за  свое  здоровье  и здоровье своих детей,  поскольку известно (это закреплено в обыденном сознании),  что физические нарушения  проявляются  как  в близком, так и в отдаленном периодах после катастрофы.

Радиационные катастрофы воспринимаются большинством людей более болезненно, чем  стихийные бедствия,  поскольку они отражают потерю контроля над процессами, считавшимися безопасными.

Анализ психолого-психиатрических последствий радиационных аварий, имевших место за рубежом, отечественный опыт показали,  что среди вовлеченного населения существуют "критические группы", являющиеся индукторами  социально-психологической  напряженности  и последующей дезадаптации  населения.  К ним относятся представители местных властей, медицинские работники (на начальных этапах аварии), педагоги, матери  с  маленькими  детьми, соматически больные.  Даже дети из групп риска сами становятся носителями кризисной психологии и впоследствии будут воспроизводить кризисные отношения в социуме. Неадекватные родительские установки, а также установки ближайшего окружения – педагогов, врачей способствуют повышенному уровню тревожности и снижению самооценки. Мишенями психологического стресса аварии в силу своих медико-психологических особенностей являются также подростки и  лица с определенными видами психической, а также с некоторой соматической патологией. Таким образом, пережитая взрослыми Чернобыльская катастрофа, привела к возникновению кризисного сознания не только у взрослых, но и у детей и подростков.

Эти выделенные группы являются  общими, характерными для большинства аварий.

Однако, с точки зрения готовности к радиационным авариям и снижения уровня их негативных последствий,  необходимы  конкретные знания  о медико-психологическом и социально-психологическом состоянии общества, окружающего данный радиационно-опасный объект в текущий отрезок времени и в  конкретной  местности. Это важная основа профилактики, поскольку от базового  социально-психологического состояния зависит объем и глубина психологических последствий.  На примере анализа последствий известных радиационных аварий показано, что они создают своеобразную  психологическую  сенсибилизацию к самому понятию «радиации», независимо от величины этого фактора в окружающей среде,  снижающую способность пострадавших эффективно справляться с любыми стрессами. При этом  стрессоры,  ассоциирующиеся с первичным стрессом  радиационной аварии, могут приводить к бурным генерализованным ответам на  фоне  относительно низкого уровня дистресса даже спустя годы от начальной точки  аварии.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
66 Kb
Скачали:
0