Переходный период в России отмечен беспрецендетным для мирного времени в крупной стране спадом объема материального производства , практически более, чем двойным. Результатом был тяжелый бюджетный кризис. Развился теневой сектор экономики; недопустимых размеров достигла утечка капитала за границу.
Начиная с 1995 года был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствованных на внешнем и внутреннем рынках. Эмиссия государственных долговых обязательств привела к резкому удорожанию кредитных ресурсов и дефициту инвестиций. Чрезмерная активность государства на финансовом рынке никак не способствовала развитию материального производства. В 1998 году государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения мировых цен на нефть. Правительство России было вынужденно объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение курса рубля и новый виток экономического кризиса.
Годы экономических преобразований в России отмечены трансформационным спадом. Прежние плановые механизмы координации хозяйственной деятельности быстро были разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще слабы или отсутствуют вообще. Большими трудностями в переходный период отмечена институциональная трансформация. Институты – это формальные и неформальные правила экономической деятельности, экономические организации, их состав, структура и содержание. Развитие институтов есть эволюционный процесс; институциональная система сильно зависит от предшествующего исторического пути.
Практика трансформации не должна была игнорировать основную особенность российского исторического пути – огромной роли государства. Стремление одномоментно освободить экономику от государственного вмешательства обернулось неудачей и не позволило реформам продвинуться так далеко, как на это рассчитывали их инициаторы. В качестве примера можно привести отсутствие в России рынка земли, что не позволило использовать ипотечный кредит и сильно сужало возможность представления кредитов сельскому хозяйству.
Среди институциональных реформ в России ведущее место занимает приватизация. И акционирование. Приватизация позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать эффективного собственника, заинтересованного в развитии своего предприятия.
Антиинфляционная политика проводилась за счет сжатия денежной массы и привязки рубля к доллару в рамках валютного коридора. Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994 году закона о Центральном банке России, по которому банк не зависел от исполнительной власти; правительству был закрыт доступ к «печатному станку».
Стабильность рубля центробанк должен обеспечивать тщательным обоснованием денежной эмиссии. Только в первой половине 1997 года, когда рост цен снизился до уровня менее 20% в годовом исчислении, Центральный банк России стал постепенно смягчить денежную политику, увеличивая денежную эмиссию, что сыграло заметную роль в оживлении производства.
Сегодня трудности и тяготы экономических преобразований для нас, россиян, в основном позади. Но многие проблемы экономического развития страны требуют государственной поддержки. Объектом неослабевающего государственного контроля должны быть ведущие пропорции развития народного хозяйства, темпы роста структуроопределяющих для России отраслей – нефтяной и нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, электроэнергетики, транспорта и другие. Приватизация собственности – не единственное направление развития отношений собственности. Обратный процесс – национализацию, если это целесообразно с позиции народнохозяйственных интересов, также следует считать нормальным процессом.
Далека от совершенства стратегия государства в области ценообразования. Прямое государственное регулирование цен на продукцию (услуги) монополистов не подтверждает своей эффективности. Рыночные и государственные цены функционируют в одной системе, они взаимосвязаны. Повышение первых с необходимостью требует пересмотра вторых. Государственное сдерживающее влияние на уровень цен следует, на наш взгляд, обеспечивать с помощью дифференциации налогов. Снижение затрат на производства должно быть выгодно налогоплательщику, а повышение цен – не выгодно. Следует вернуться к практике дифференциации налога на прибыль компаний в зависимости от уровня рентабельности в цене. Вообще, роль налоговой системы в экономике смешанного типа велика. Налоговая система – это основной рычаг государства в плане стимулирования ресурсосбережения, деловой активности и развития производства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.