Международное правовое законодательство по предотвращению загрязнения морской среды, страница 5

Основные вопросы

1. Назовите морские пространства и их режим.

2. Понятие разбирательства. Основания возбуждения, приостановления и прекращения

    разбирательства;

3. Понятие и значение международных каналов и проливов.

4. Понятие «Района» и его органы. Порядок использования природных  ресурсов дна

    морей и океанов.

1.  Понятие исключительной (морской) экономической зоны и морского шельфа и

правовой режим их использования.

6. Понятие архипелажных вод.

7. Понятие и сущность мирного, транзитного и архипелажного прохода.

Изучить и использовать источники [4], [6], [7], [8], [9], [10], [13], [14], [15], [18])

Контрольные вопросы к семинарскому занятию

1. Основания принятия конвенции ООН по Морскому праву 1982 года.

2. Порядок определения территориального моря и режим его использования.

3. Понятие внутренних вод и режим их использования.

4. Понятие открытого моря, их статус и режим использования.

5. Понятие международных каналов и проливов, режим их использования.

6. Понятие исключительной (морской) экономической зоны и морского шельфа.

    Режим их использования.

7. Понятие архипелажных вод и режим их использования.

8. Понятие права мирного, транзитного и архипелажного прохода. В чем их отличие?

9. Сущность суверенитета и суверенного права прибрежного государства. Права государств, не имеющих выхода к морю.

10. Основания преследования и разбирательства. Основания возбуждения, приостановления и прекращения разбирательства.

11. Порядок передачи передовых морских технологий развивающимся странам.

12. Правовой режим научных исследований в мировом океане.

Семинар 3. Тема: «Предотвращение загрязнения вод мирового океана с судов. Международные соглашения как механизм охраны морской среды. Лондонская конвенция МАРПОЛ-73/78 о предотвращении загрязнения морской среды вредными и загрязняющими веществами»

Проблемы охраны морской среды в связи с развитием морского транспорта, создания морских специализированных судов, судов с силовыми установками, работающими на жидком и атомном топливе, могут быть успешно решены только путем развития всестороннего международного сотрудничества, обеспечивающего активное участие в разработке и принятии соответствующих международных соглашений всех государств. Важную роль в охране морской среды сыграла конвенция по морскому праву, 1982 г. В ней предусмотрены запретительные нормы относительно загрязнения континентального шельфа, экономических зон. Правительством Украины также принято ряд мер, направленных на охраны морских пространств. Так, Кабинетом Министров Украины 16.05.1996 г. принято постановление №529 «Об утверждении Правил плавания и пребывания в территориальном море, внутренних водах, на рейдах и в портах Украины иностранных военных кораблей». Принято постановление №771 от 21.09.1993 г. «О присоединении к протоколу  к конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973г.»     Довести до минимума как умышленные, так и аварийные сбросы нефтепродуктов и других вредных веществ должна была конвенция 1973 года, проходившая в Лондоне. На этой конференции были установлены правила, которые регламентировали порядок не только предупреждения загрязнения морской среды нефтью,  но имели всеобъемлющий характер. Кроме этого, в 1978 году согласно ст.8 Конвенции был принят протокол регламентирующих порядок касающихся сообщений об инцидентах, повлекших сброс вредных веществ.

Желая достичь полного исключения умышленного загрязнения и довести до минимума аварийные сбросы, необходимо было установить правила, которые бы не ограничивали загрязнение морской среды нефтью, а имели всеобъемлющий характер. Такие правила были разработаны Международной конвенцией «По предотвращению загрязнения моря с судов»,  состоявшейся 02.11.1973 г. в Лондоне. Любое судно вместимостью 400 рег.т. и более, но менее 10000 рег.т., оснащается оборудованием для нефтяной сепарации, фильтрации нефти. Конструкция системы автозамера, регистрации и управления сбросом нефти оснащается самопишущим устройством, эти записи хранятся не менее трех лет. В 1999 г. на 43-м заседании Комитета по защите морской окружающей среды (МЕРС) были приняты правила, по которым суда, перевозящие трудно разлагающиеся виды нефтепродуктов (например, мазуты), включаются в список судов, к которым предъявляют более строгие требования, например, как к танкерам с сырой нефтью. Дополнения, вступившие в силу 01.01.2001 г., связаны с правилом 13G Приложения I. По нему существующие и новые танкеры должны иметь двойные борта. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.,  измененная Протоколом 1978 г. с поправками (Конвенция МАRPOL 73/78), до сих пор является самым честолюбивым международным соглашением по снижению загрязнения моря. Она касается не только нефти, но и всех других видов загрязнения вод. Основные технические мероприятия были представлены в шести действующих приложениях к конвенции. Одним из ключевых моментов Конвенции 1973 г. это определение «специальных зон», которые считались настолько ранимыми, что в их пределах нефтяные выбросы категорически запрещались с точно определенными исключениями. Основными «специальными зонами» являются: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское, Кельтское, Карибское моря, Английский канал с подходами и др. Особыми районами являются Средиземное, Балтийское, Черное, Красное моря и Район заливов, где запрещается любой сброс с любого судна вместимостью 400 и более рег.т. Суда сохраняют все нефтеостатки в этих районах и сбрасывают только в приемные сооружения кроме случаев, если содержание нефти в стоке без его разбавления не превышает 15 миллионных долей и когда соблюдаются одновременно условия: судно находится в пути; сброс осуществляется не ближе 12 миль от берега; смесь не содержит ВВ; (Эти правила не распространяются на сброс чистого или изолированного балласта). В 1999 г. на 43-м заседании Комитета по защите морской окружающей среды (МЕРС) были приняты правила, по которым суда, перевозящие трудно разлагающиеся виды нефтепродуктов (например, мазуты), включаются в список судов, к которым предъявляют более строгие требования, например, как к танкерам с сырой нефтью. Дополнения, вступившие в силу 01.01.2001 г., связаны с правилом 13G Приложения I. По нему существующие и новые танкеры должны иметь двойные борта.