Приступая к подготовке ответов на вопросы и решению задач, студенту необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться найти правильное и аргументированное объяснение поставленным вопросам, при этом подкрепив свое объяснение ссылкой на необходимую юридическую норму или источник. Ответы могут строиться по-разному: либо вначале выдвигается аргумент, а затем следует вывод, или наоборот, вывод подкрепляется аргументом. Уместны и другие варианты ответов.
Если у студента возникают сомнения в правильности подготовленного ответа, он может посоветоваться с другими студентами, обратиться за консультацией к преподавателю, либо освещая на семинаре раздел темы, придать своему выступлению дискуссионный характер и благодаря этому установить истину или правильность ответа. Такая постановка вопроса на семинаре поощряется, если при этом докладчик во всех других вопросах раздела темы показал хорошую эрудированность.
Обычно занятия проводятся в форме свободной дискуссии, при активном участии всех студентов, которые могут направлять основных докладчиков. Дополнить их, не соглашаться с ними в каких-то утверждениях, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, задавать выступающим вопросы. Предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения международного и национального Украинского законодательства по рассматриваемому вопросу. Кроме этого, на семинарских занятиях заслушивается и обсуждается реферат по заданной теме.
В конце обсуждения вопроса, упражнения, ситуации преподаватель, как правило, делает заключение, а в конце занятия преподавателем подводятся итоги дискуссии, и высказывается своя точка зрения, отмечаются и положительные и отрицательные стороны, имевшие место в процессе занятия. Далее студентам выставляются в журнал оценки за участие в обсуждении раздела темы.
Семинар 1. Тема: «Введение в дисциплину Международное правовое законодательство по предотвращению загрязнения морской среды. Понятие и сущность морских перевозок. Основные положения морского страхования»
В
современных условиях рыночных отношений морское судоходство играет ключевую
роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в единой системе
глобальных транспортных перевозок. В связи с интенсивным развитием мореплавания
появились современные автоматизированные, ядерные и специализированные суда,
что позволило значительно увеличить численность плавсостава, грузопассажирского
оборота, а также увеличить продолжительность рейсов без захода в порты. По
имеющимся экспертным оценкам, на долю морского транспорта приходится 70-80%
общего объема перевозок в мировой внешней торговли и эта роль морского
транспорта сохранится и в ХХI веке. Морскими танкерами осуществляется около 60%
мировых поставок нефти – главного энергоносителя. В то же время, эксплуатация
любого современного морского судна, которое само по себе является источником
повышенной опасности, несет потенциал риска возможных потерь и ущерба как для
окружающей среды в целом, так и для экосистем морских пространств. В целях
координации деятельности Генеральная Ассамблея ООН 15.12.1972 г. учредила
Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), это международная организация,
которая относится к органам ООН специальной компетенции. Состоит из Совета
управляющих, секретариата во главе с директором-исполнителем, и Фонда
окружающей среды. Устав флота рыбной промышленности Украины» - утвержден
приказом Госкомитета Украины по рыбному хозяйству и рыбной промышленности №43
от 1993 г. Целью Устава является определение прав и обязанностей лиц судового
экипажа, упорядочение и регламентирование организации службы на судах флота
рыбной промышленности. Устав определяет основы организации службы на судах
флота рыбной промышленности, основные права и обязанности лиц судового экипажа
участвующих в управлении, безопасности эксплуатации, обеспечении
жизнедеятельности.
Практика торгового мореплавания и совершенствование законодательства
выработали порядок любого перемещения грузов посредством морских судов. Этот
порядок оформляется договором морских перевозок. Договор морской перевозки
груза – это соглашение, по которому судовладелец (перевозчик) обязуется за
определенную плату доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю.
Согласно ст.133 Кодекса Торгового Мореплавания Украины, по договору морской
перевозки две стороны – перевозчик (фрахтовщик) и грузовладелец (фрахтователь)
обязуются: перевозчик за определенную сумму (фрахт) принять на борт судна
груз, доставить в сохранности в место назначение и передать его
грузополучателю. Для осуществления перевозок опасных грузов разработаны
правила, которые отражены в Конвенции о перевозке опасных грузов (СОЛАС-74).
Эти правила не применяется ни к судовым запасам, ни к оборудованию и снабжению
судов, ни к отдельным грузам, перевозимых на судах, специально построенных для
этой цели, как например, на танкерах. В кодекс морской перевозки опасных грузов
включены перевозки опасных грузов, которые сами не представляют опасности для
экипажа судна, однако, попадая в море, являются опасными для биологических
ресурсов. Исходя из выше изложенного, необходимо знать определение вредного
груза. История мореплавания неразрывно связанная с морским страхованием в виде
предоставления гарантий, которые конкретизировались в деньгах, что позволяло
совершать самые рискованные планы. Первоначально гарантами выступали
менялы-ростовщики, которые кредитовали дорогостоящее и опасное морское
предприятие. Кредитные отношения были закреплены в морском займе, который
содержал некоторые элементы морского страхования. Однако с появлением новых
возможностей (развитие судостроения, Великие географические открытия) для их
использования потребовались крупные суммы капитала. Морское страхование судов
(Каско – страхование ответственности судовладельца пред третьими лицами)
рассматривается как самостоятельный вид страхования в Украине. Содержание
морского страхования судов концентрируется вокруг корпуса, машин и оборудования
судна на случай гибели или повреждения в ходе морских предприятий. Традиционно
«каско» занимаются акционерные страховые компании. Международная практика
страхования грузов опирается на базисные условия поставок, которые отвечают на
вопрос, какие обязанности по страхованию несут стороны внешнеторгового
контракта. Свод всех базисных условии носит название – инкотермс в редакции 2000
г. это международные правила толкования торговых терминов. В 1969 г принята
конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, в этом
же году была создана Международная федерация по ограничению ответственности
владельцев танкеров в случае загрязнения (ТОВАЛОП) и грузовладельцев (КРИСТАЛ),
в 1973 г была принята конвенция МАРПОЛ (действует в редакции 1978 г.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.