3.«Власть» как механизм влияния «стейкхолдеров» на фирму (по Р.Митчелу):
Степень и
механизмы влияния заинтересованных групп на компании были исследованы Р.
Митчелом. Он предложил рассматривать три базовых механизма
влияния на фирму:
l
Власть
l
Законность
l
Срочность
Власть
это возможность «стейкхолдера» заставить фирму что-то сделать
l
Власть основывается на принуждении или на
владении материальными или нематериальными ресурсами
l
Использование власти может реализовываться через
отказ в обеспечении ресурсами или требований выполнения особых условий
4. Основные авторы и идеи школы «проектирования» в теории
стратегического управленияВпервые четко
разграничили корпоративные и бизнес-стратегии
«Школа проектирования»(по Минцбергу), т.к. главной проблемой(дихотомией)
был разрыв между формулированием(т.е. содержанием) и осуществлением(т.е.
процессом)
l
Оказала огромное влияние на теорию и практику
стратегического управления
5. Что такое
«ресурсная» концепция фирмы:
l
Акцент исследователей на различия фирм
l
Поиск конкурентных преимуществ в особых способностях и
компетенциях фирм
l
Только исключительные компетенции дают
возможность долгосрочного удержания конкурентных преимуществ
l
Истоки – работа Э.Пенроуз «Теория роста фирмы», 1959 г.
l
Работы О.Уильямсона («Рынки и иерархии», 1975 г.; «Экономические институты капитализма», 1985 г.) – учет специфичности активов фирмы для
понимания ее конкурентных позиций
l
Эволюционная экономическая теория Р.Нельсона и
С.Уинтера(1982 г.) – концепция организационных рутин(способностей)
l
Обоснование подхода к диверсификации как
«портфеля компетенций» в отличие от «портфеля бизнесов»(Прахалад/Хамел)
l
Главный тезис ресурсной концепции состоит в том,
что присущая фирмам неоднородность может быть устойчивой ввиду обладания ими
уникальными ресурсами и организационными способностями
l
Затрудненность перемещения
ресурсов(«несовершенная мобильность») делает их неоднородность долгосрочной, а
конкурентные преимущества –устойчивыми
l
Ранее смысл стратегий виделся в достижении
оптимального соответствия фирмы ее внешней среде
l
В ресурсном подходе она стала проактивной –
нацеленной на опережающее развитие ресурсов
7. Входные
барьеры в теории «пяти сил конкуренции» М. Портера:l
Стоимость капитала, необходимого для вхождения в
отрасль (например, дуополия компаний Boeing и Airbus в
сфере производства больших гражданских авиалайнеров защищена огромными
вложениями в НИОКР, производство и обслуживание)
l
В других отраслях, начальные затраты низки(франшиза
ресторанов быстрого питания – до 1 млн.долл.)
l
Эффект масштаба – в
капиталоемких отраслях для достижения эффективности необходимо крупномасштабное
производство(например, ЦБП)
l
Примеры:
- в автомобилестроении – надо продавать свыше 4 млн. машин для
низких издержек
- аэробус А-380: 20 млрд.$ на разработку и 800 ед. продажа для
рентабельности
l
Абсолютное преимущество по затратам на основе
доступа к дешевому сырью(Aramco) или эффекта
обучения(Sharp в Жкх-ТВ)
l
Дифференциация товара –
фирмы старожилы обладают такими преимуществами, как лояльность потребителей и
узнаваемость бренда(сигареты, зубная паста, батарейки)
8. Какие
из названных факторов усиливают конкуренцию между действующими
товаропроизводителями: