Соотнесем эти виды сцепления и виды зависимостей, которые соответствуют модульной структуре курса. В таблице 2 представлены виды зависимостей и соответствующие им виды сцепления, а так же показано в каких блоках курса используются эти зависимости, какие им соответствуют коэффициенты и в какой модульной структуре есть эти зависимости:
Таблица 3.2. Виды зависимостей и соответствующие им виды сцепления
Зависимость |
Где используется |
Оценки МС (сцепления) |
Коэффициенты |
Экземпляры МС |
1. Модуль-модуль |
||||
Зависимость делегирования полномочий |
Обучающий блок |
Сцепление по управлению |
0,15 |
Высокий уровень, средний уровень, низкий уровень |
Зависимость видимости данных |
Обучающий блок |
Сцепление по данным |
0,05 |
Высокий уровень, средний уровень, низкий уровень |
Зависимость ответственности за действия |
Обучающий блок |
Сцепление по управлению |
0,15 |
Высокий уровень, средний уровень, низкий уровень |
Зависимость видимости действий |
Обучающий блок |
Сцепление по управлению |
0,15 |
Высокий уровень, средний уровень, низкий уровень |
Групповая зависимость |
Управление процессом обучения |
Сцепление по общей области |
0,2 |
Высокий уровень, средний уровень, низкий уровень |
Зависимость по прерыванию |
Управление процессом обучения, контролирующий блок |
Сцепление по управлению |
0,15 |
Высокий уровень, средний уровень |
2. Модуль-работа |
||||
Зависимость видимости данных |
Обучающий блок |
Сцепление по данным |
0,05 |
Высокий уровень, средний уровень, низкий уровень |
Зависимость видимости методов |
Обучающий блок |
Сцепление по управлению |
0,15 |
Высокий уровень, средний уровень, низкий уровень |
3. Модуль-объект |
||||
Study - testing |
Обучающий блок, управление процессом обучения |
Сцепление по данным |
0,05 |
Высокий уровень, средний уровень, низкий уровень |
Предлагается следующий метод оценки качества модульных структур. Определяется прочность каждого модуля и сцепление каждой пары модулей, причем высокая прочность и слабое сцепление характеризуются значениями коэффициентов, близкими к нулю. Вычисляется матрица зависимостей первого порядка между всеми парами модулей:
(3.1)
где Si, Sj - прочности модулей i и j,
Cij - сцепление модулей i и j,
Dij - вероятность того, что модуль j придется изменить при изменении модуля i.
Суммируя элементы любой строки, можно вычислить количество модулей, которые придется изменить при изменении данного модуля курса. Суммируя все элементы матрицы и разделив сумму на число модулей, можно получить грубую оценку сложности модульной структуры.
Для сравнения матриц взаимозависимостей разных модульных структур можно использовать нормировочный коэффициент:
К = N/n-1, (3.2)
где N - количество нулей в матрице,
n - число модулей в структуре.
3.2. Оценка модульной структуры курса дистанционного обучения
Рассмотрим модульную структуру курса для разных уровней знаний обучающихся.
1. Низкий уровень знаний обучающихся
Рис. 3. 5 Модульная структура низкого уровня знаний обучающихся
Рассмотрим спецификации модули курса для обучающихся с низким уровнем знаний:
Таблица 3.3. Классы прочности модулей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.