Эффективность проекта в целом в свою
очередь характеризуется социальной эффективностью, экономической и бюджетной
эффективностью. Под социальным эффектом в данном случае будем понимать возможность
более качественного обучения работников отрасли, полное освоение тех
потенциальных возможностей, которые дают новые информационные технологии,
современное информационное пространство в разных областях деятельности,
связанной с функционированием железных дорог.
Важным социальным результатом
является также возможность обучения без отрыва от производственного процесса,
без исключения сотрудника из проблемного поля организации, что исключает период
адаптации после возвращения из обучения. Вместе с тем, требуется кадровая и
правовая проработка вопросов обучения «на рабочем месте». Не следует
рассматривать ее как возможность во время исполнения прямых должностных
обязанностей совмещать обучение и работу. Регламентация времени обучения «на
рабочем месте» - важный элемент правового обеспечения СДО.
Вопросы экономической оценки затрат
на организацию СДО являются первоначальным этапом обоснования эффективности и
предусматривают сравнение затрат на традиционные формы обучения и дистанционное
освоение знаний. Важнейшей проблемой на этом этапе является полнота учета
затрат на создание СДО с учетом принципов, изложенных в пункте (рис.1.2.)
Рис.1.2.
Комплекс задач обоснования эффективности СДО целом.
Проблема оценки бюджетной
эффективности для ОАО РЖД заключается в определении результата по отдельным
видам деятельности железнодорожного транспорта и увязка затрат на
функционирование СДО и ее элементов с бюджетами затрат. Проект СДО является
долговременным и только такой подход позволит обеспечить источники погашения
расходов на долговременной основе.
Денежный поток от инвестиционной деятельности
Приток- продажа активов
Отток ( в части в-вия с СДО)- затраты на
сопровождение
|
|
Денежный поток от операционной деятельности
Приток- оплата обучения
Отток- приобретение оборудования и ПО, его адаптация
и сопровождение, оплата преподавателям, текущие затраты (прямые, на
управление)
|
|
Денежный поток от операционной деятельности
Отток- плата за обучение
|
|
Денежный поток от операционной деятельности
Приток- поступления с дорог средств за обучение
Отток- затраты на сопровождение обучения
|
|
Денежный поток от инвестиционной деятельности:
Приток- продажа активов (материальных и
нематериальных)
Отток- затраты на оборудование, закупку и
адаптацию типового ПО, создание оборотного капитала, создание контента
|
|
Определение горизонта расчетов (ретроспекции и
перспективы)
|
|
Решение о видах используемых цен (текущие, прогнозные,
дефлированные)
|
|
Введение динамичности в оценки
|
|
Определение нормы дисконта
|
|
Текущие затраты
4. Прямые
затраты на обучение
5. Затраты
на управление
6. Затраты
на сопровождение обучения
|
|
Определение бюджета затрат СДО по видам деятельности ОАО
РЖД
|
|
Композиционная модель фрагмента бюджета ОАО РЖД
|
|
Сравнение затрат на традиционные формы и СДО
|
|
Хронометраж (экономия времени)
|
|
Экономия затрат на процесс обучения
|
|
Оценка бюджетной (отраслевой) эффективности
|
|
Оценка экономической эффективности
|
|
Возможность сохранения целостности кадрового обеспечение
(без отрыва от производства)
|
|
Полнота освоения информационного пространства
|
|
Проблемы оценки эффективности
участия в проекте СДО заключаются в построении схемы денежных потоков между
участниками проекта. Особенность отраслевой системы заключается в том, что
реальные денежные потоки могут и не возникать, но для того, чтобы оценить
целесообразность участия в проекте отдельных элементов СДО необходимо
определиться с притоком и оттоком средств по каждому объекту (рис.1.3).