Проблемы регулирования занятости и безработицы в Республике Беларусь, страница 15

Переход постсоветских государств к рыночной экономике смешанного типа резко актуализирует вопросы относительно объемов государственного регулирования (вмешательства государства в сферу рыночной экономики) и сфер этого регулирования. Исходя из традиционного сосредоточения сил государства со смешанной экономикой на обеспечении макроэкономической стабильности и устойчивого экономического роста, методологический и методический инструментарий науки экономической социологии позволяет: анализировать и оценивать степень ориентации государственных структур на долговременные социально-экономические результаты (в отличие от прагматичности рыночных структур); определить его вклад в регулирование рыночных отношений с целью создания условий социальной справедливости; контролировать установление «правил игры» и социокультурных норм экономического поведения для обеспечения эффективности экономических отношений.

ВЫВОДЫ

1. В настоящее время в Республике Беларусь формируется переходный, смешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые социальные механизмы образования и определения стоимости рабочей силы, возникновения безработицы в ходе трансформационной рецессии и структурной перестройки экономики. В республике складывается тенденция сокращения зарегистрированной безработицы, связанная в первую очередь со снижением числа регистрируемых безработных. Вместе с тем, расширяются формы скрытой и незарегистрированной безработицы. Это вызывает необходимость разработки социальных механизмов государственного регулирования занятости и безработицы среди трудоспособных в трудоспособном возрасте.

2. Социологический анализ уровня и структуры реальной занятости населения показывает, что основные группировки, составляющие структуру занятости, -- это работающие как таковые (89,2 %), работающие пенсионеры (9,3 %), работающие учащиеся или студенты (1,5 %). Коэффициент реальной занятости составляет 74,6 %. Специфика реальной занятости анализируемых группировок отражает то, что 90,4 % от общего числа занятых являются работниками по найму; периодичность реальной занятости такова, что 94,4 % имеют в момент опроса (1998 г.) постоянную работу; полнота реальной занятости такова, что полную занятость (основную работу с полным рабочим днем (неделей) имеют 94,6 %, а неполную – 5,4 % занятого населения. Подобная монозанятость наиболее уязвима в кризисных ситуациях, обладает низким адаптационным потенциалом и низкой способностью к выживанию в условиях меняющейся макросреды. Возможность регулирования феномена занятости за счет изменения его структурных компонентов – специфики, периодичности и полноты занятости – незначительна.

3. Социологический анализ уровня и структуры реальной незанятости населения показывает, что основные группировки, составляющие структуру реальной незанятости, – это учащиеся или студенты (59,5 %), ведущие домашнее хозяйство (78,4 %), зарегистрированные безработные (5,1 %), и незарегистрированные безработные (27,0 %). Коэффициент реальной незанятости составляет при таком раскладе 25,4 %. Тенденция уменьшения контингента зарегистрированных и увеличения незарегистрированных  безработных, отмеченная ранее, подтверждается. Так, если в 1997 г. в службе занятости были официально зарегистрированы 21,0 % от общего числа безработных, то в 1998 г. этот показатель снизился до 16,0 % (в 1,3 раза), а соотношение зарегистрированных и незарегистрированных безработных, составлявшее в 1997 г. 1:5, увеличилось в 1998 г. до 1:6. Таким образом, сокращение официального уровня безработицы сопровождается увеличением ее неофициального уровня и выходом из-под контроля органов управления 5/6 всей численности безработных.