Проблемы регулирования занятости и безработицы в Республике Беларусь, страница 10

Анализ статистических данных показывает, что данные вакантные места не удовлетворяют зарегистрированных безработных в силу качественного несоответствия структуры предложения рабочей силы и спроса на нее. Так, снятие безработных с учета в 1997 г. лишь на 1/3 происходило в связи с их трудоустройством. Причем, если абсолютные значения численности трудоустроенных медленно, но неуклонно возрастали, то удельный вес трудоустроенных в общей численности снятых с учета, по сравнению с 1996 г., снизился с 38,4 до 33,4 %. Однако, свидетельствует статистика, в 1998 г. положение достаточно резко изменилось, а доля трудоустроенных в общей численности снятых с учета возросла в 2,2 раза (с 33,4 до 74,0 %).

Отмечается, что, с одной стороны, низкий уровень пособий по безработице и требование отрабатывать их на общественных работах не стимулируют регистрацию безработных, а с другой – стали регистрироваться новые, "свежие" безработные, которые ранее не сталкивались с проблемами безработицы и стали таковыми в последнее время.

Из анализа статистических и социологических данных следует, что в 1998 г. в рынок труда через службы занятости стали активно включаться лица, ведущие домохозяйство, согласные, в отличие от зарегистрированных безработных, на те вакантные места неквалифицированного и малооплачиваемого труда, которые появились на рынке рабочей силы. Это, в основном, женщины в возрасте от 30 до 40 лет, половина из которых обладают средним общим и столько же средним специальным образованием, испытывающие в большой мере материальные трудности. Резкое изменение их экономического поведения при появлении большого количества вакансий неквалифицированного и малооплачиваемого труда, в условиях ухудшающегося качества жизни, в значительной мере спровоцировало рассмотренные перемены на рынке труда г. Минска.

Таким образом, проблема повышения занятости и снижения уровня безработицы решается, но – "в обход" зарегистрированной безработицы и ценой значительных экономических и социальных издержек. Во-первых, качественно ухудшается структура занятости за счет увеличения объемов неквалифицированного и малооплачиваемого труда; во-вторых, практически не решается проблема зарегистрированной безработицы и лишь в незначительной мере (на 1/10) решается проблема незарегистрированной безработицы.

Не имея возможности задействовать рыночный механизм предоставления вакансий в силу качественного несоответствия структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, службы занятости вынуждены решать проблему снижения уровня зарегистрированной безработицы не рыночными, а административно-командными методами. На этом уровне вступают в силу незапланированные административно-командные механизмы, действие которых направлено на достижение цели снижения зарегистрированной безработицы любым путем. Уровень безработицы действительно снижается, но за счет ущемления экономических интересов зарегистрированных безработных. Относительно последних ужесточаются административно-командные методы как одно из основных средств их принудительного трудоустройства или, в противном случае, снятия с учета.

Сравнительный анализ уровня и структуры реальной безработицы в различных регионах Республики Беларусь. Методика измерения уровня и структуры реальной безработицы, разработанная при обследовании домохозяйств г. Минска в 1997 и 1998 гг., позволяет, в ходе статистического анализа численности, состава и распределения трудовых ресурсов всех областей Республики Беларусь,[3] дать предварительную оценку реальной безработицы в этих областях. Так,  предварительный анализ данных по Брестской области за 1996 г. показывает, что трудовые ресурсы области составляют 852,1 тыс. человек (в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 805,3 тыс. чел.). Занятое население в области составляет 610,5 тыс. человек, а незанятое – 241,6 тыс. человек. Соотношение занятого и незанятого населения Брестской области составляет в балансе трудовых ресурсов соответственно 71,6 и 28,4 %.