Исследования индекса статуса семьи (индекс Колмена)
Цель задания. Освоение метода маркетинговых исследований статуса семьи (метод, базирующийся на сложных показателях).
Основные положения. Исследования социального класса позволяют маркетологам выделить традиционные группы в рамках общества. Каждый социальный класс характеризуется определенными привычками, особенностями потребления товаров и услуг. Для исследования прибегают к методам, базирующимся как на простых показателях, так и на сложных показателях. К последним относят индекс Колмена. Данный индекс используется в коммерческих исследованиях потребителей, в нем применяется сразу несколько показателей социального класса (образование, профессия, район проживания, совокупный доход и т. п.).
Задание. Оцените статус семьи с помощью ряда показателей
Форма для расчета индекса статуса семьи
Итого пунктов рейтинга____
Оценка статуса________ :
(Для оценки статуса все значения по отдельным показателям суммируются и делятся на число оценочных показателей.)
Контрольные вопросы
1. Как уровень дохода связан с социальным классом? Почему его так редко используют в качестве основного показателя для оценки статуса?
2. Перечислите основные проблемы, связанные с измерениями социальных классов и социального статуса?
3. Какие социальные классы можно выделить в России?
4. Каким образом человек
имеет возможность подняться по социальной лестнице, то есть перейти в более
высокий социальный
класс?
5. Опишите влияние
высших классов на низшие в отношении потребления различных продуктов и услуг. Ощущали ли
вы на себе такое
влияние, в чем оно
проявлялось?
6. Какими методами
маркетинговых исследований статуса лучше
пользоваться с точки зрения простоты сбора информации и достоверности полученных результатов?
Психогеометрия — ассоциации
Цель задания. Определение с помощью современных методик психогеометрических форм личности потребителей и разработка основных рекомендаций торговому персоналу.
Основные положения. С. Деллингер предложил подход, согласно которому каждый человек ассоциирует себя с определенной геометрической фигурой. Предполагается несколько «геометрических форм личности»: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг.
Согласно исследованиям А. А. Алексеева и Л. А. Громова 16 % потребителей являются «квадратами», 27 % — «треугольники», 25 % — «круги», 15 % — «прямоугольники» и 17 % — «зигзаги».
Ученые предположили, что, например, человек-круг, приобретая товар, будет ориентирован на тождественную себе геометрическую форму. Задача продавцов — своевременное определение типа потребителей. Это можно сделать по внешнему виду, руководствуясь определенными признаками.
Задание.
1. Определите форму личности потребителя по внешним характеристикам, используя данные табл. 1.
Таблица I. Отличительные признаки покупателей основных психогеометрических фигур
* Козырев А. А. Мотивация потребителей. СПб.:
Изд-во Михайлова В. А.., 2003: С. 150-153.
;
2. Разработайте рекомендации торговому персоналу при работе с различными клиентами.
Предложения оформите в табл. 2.
Таблица 2. Рекомендации торговому персоналу при обслуживании различных клиентов.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные психогеометрические формы личности потребителей.
2. Назовите основные отрицательные черты каждой психогеометрической формы личности.
3. Какой тип потребителя,
на ваш взгляд, наиболее предпочтителен
для продавца? Почему?
4. Объясните, почему
наибольшее число потребителей относится к
форме
«треугольника» и «круга»?
5. Оцените действенность данной методики и необходимость ее применения на практике.
Рекламное воздействие
Цель задания. Изучение основных методов рекламного воздействия на мотивацию и поведение потребителей.
Основные положения. Основные функции рекламы соответствуют общим целям системы маркетинговых коммуникаций. В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может эффективно решать задачи:
1) информирование (формирование осведомленности и знания о новом товаре, конкретном событии, фирме и т. п.);
2)
увещевание
(постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятию
потребителем
образа
фирмы и ее товаров; убеждение покупателя совершить
покупку;
поощрение факта покупки);
3)
напоминание
(поддержание осведомленности, удержание
в памяти
потребителей информации о товаре в промежутках между покупками;
напоминание, где можно купить данный товар, и другие задачи);
4) позиционирование товара или фирмы;
5) удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке;
6) создание «собственного лица» фирмы, которое отличалось бы от образов конкурентов. Обозначающее эту функцию сленговое выражение «отстройка от конкурентов» стало уже общепринятым термином.
В конечном итоге все функции рекламы так же, как и других элементов комплекса маркетинга, сводятся к достижению основных целей системы маркетинговых коммуникаций — формирование спроса и стимулирование сбыта.
В ходе создания рекламного обращения фирмы используют самые различные подходы, способствующие привлечь внимание потребителей и убедить их совершить покупку. В табл. 1 представлены различные методы рекламного воздействия.
Сочетание нескольких методов в одном рекламном обращении только усиливает его воздействие на потребителей.
Задание.
I. Приведите примеры, подтверждающие использование различных методов воздействия на потребителя в радио-, теле- и печатной рекламе.
* Некоторые данные взяты из монографии: Козырев А. А. Мотивация потребителей. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003.
2. Перечислите основные способы привлечения внимания с помощью различных средств рекламы, оформите данные в табл. 2
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.