Основные положения. Цветовое решение товара и его упаковки имеет большое значение. Не только жители разных стран проявляют свои цветовые предпочтения (в Австрии популярен зеленый цвет, в Болгарии — темно-зеленый и коричневый, в Голландии — оранжевый и голубой), но и жители различных городов одной страны отличаются своими предпочтениями. Исследование восприятия упаковок сигарет жителями Москвы и Петербурга показало явные расхождения. Так, москвичи воспринимают как престижные красные с золотом цвета пачек сигарет, в Петербурге такая гамма оценивается как вульгарная и безвкусная. Петербуржцы отдают предпочтение золоту в сочетании с черным или темно-синим.
* Ростовцева Л. И. Как разработать товарную стратегию фирмы // Вест. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. 1995. № 3. С. 49.
Исследования Российского института цвета позволяют отметить особое психологическое воздействие цвета на человека. Результаты исследований приведены в табл. 2. Красно-желтые тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности, а холодные цветовые гаммы (серые и синие) успокаивают.
** Серов Н. Цвет как время, пространство и эмоции // Петербургский рекламист. 1996. №11.
Задание.
1. На примере нескольких товаров охарактеризуйте влияние цвета упаковки на восприятие. Выявите соответствия и несоответствия в оформлении товара.
2. Оцените оформление конкретного торгового предприятия, в частности цветовое решение стен, пола, потолка, торговой мебели и пр.
Контрольные вопросы
1. Какой цвет упаковки товаров привлекает большее внимание потребителей? Почему?
2. Насколько важно
цветовое решение упаковки и самого товара
при
принятии решения о покупке?
3. Укажите на основные
тенденции в оформлении торговых пред
приятий.
Какую, на ваш взгляд, цель преследуют оформители?
Изучение отношений потребителей с помощью многофакторных моделей
Цель задания. Освоение многофакторных моделей при исследовании поведения потребителей.
Основные положения. Основными моделями, которые используются для определения отношений потребителей, являются модель Фишбейна и метод идеальной точки.
Формула Фишбейна имеет следующий вид:
где А0— отношение к объекту; Bi — сила мнения, что объект имеет показатель ; Ai— оценка показателя ; п — число значимых показателей.
Оценки соответствующих характеристик обычно определяют по 7-балльной шкале со значениями от «очень хорошо» до «очень плохо».
Очень хорошо +3+2+1 0 -1-2-3 Очень плохо
Мнение о том, что объекту присуща данная характеристика, также измеряется по 7-балльной шкале со значениями от «очень вероятно» до «маловероятно».
Задание.
1. Студенческая группа определяет товарные марки для оценки отношений.
2. Выявите значимые показатели, характеризующие товар.
3. Каждый из студентов самостоятельно оценивает показатели объекта и степень уверенности в наличии у анализируемых товаров соответствующих характеристик. Затем определяется среднее значение с помощью средней арифметической.
4. Определите отношение к товару с помощью модели Фишбейна.
Результаты целесообразно представить в виде таблицы.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается основное отличие модели Фишбейна и метода идеальной точки?
2. Перечислите основные проблемы, связанные с измерениями от ношений потребителей к товарам?
3. Какие факторы, на ваш взгляд, являются наиболее важными для потребителей?
4. Определите возможные
изменения, которые способны улучшить
отношение
к товарной марке?
Принятие решения о покупке
Цель задания. Анализ поведения потребителей в процессе принятия решения о покупке в разных ситуациях.
Основные положения. Процесс принятия решения о покупке включает различные этапы в зависимости от сложности приобретаемого товара, его значимости для потребителя. Стандартная процедура покупки товара включает этапы: осознание проблемы, информационный поиск, оценка альтернатив, покупка и реакция на покупку. Некоторые этапы могут исключаться из решения потребителя в силу некоторых причин. Например, при покупке товаров повседневного спроса потребители, как правило, не анализируют различные информационные источники. Они прекрасно осведомлены о специфических характеристиках каждого товара и имеют определенную приверженность к конкретным маркам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.