Изучение машин для подачи жидкостей, страница 5

Насос НСНА (см. рис. 80) состоит из цилиндра, плунжера и клапанов, а автосцеп его — из захватного устройства, закреплен­ного на верхнем конце плунжера, и сцепного устройства, установ­ленного на нижнем конце штока. В сливном устройстве, устанавли­ваемом на верхнем конце цилиндра, предусмотрен золотник с уплот-нительными кольцами.

Насос без сцепного устройства и мерного штока спускают в скважину на колонне подъемных труб, а затем на колонне насос­ных штанг опускают мерный шток со сцепным устройством, кото­рый проталкивает золотник сливного устройства и соединяется с за­хватом на плунжере, при этом сливное устройство закрывается.

2.3. ТРЕХПЛУНЖЕРНЫЕ НАСОСЫ

Насосы трехпл унжерные кривошипные типа ПТ предназначены для перекачивания жидкостей, в том числе хи­мически активных, с температурой в зависимости от исполнения от —50 до +250 °С и кинематической вязкостью не более 8 см2/с, с массовой долей твердых частиц не более 0,2 % и 0,2 мм по разме­ру. Используют их в установках ППУА, АДПМ, УПГ. Основные технические характеристики насосов ПТ приведены в табл. 12

Таблица 12.

Насосы изготавливают в  различных  исполнениях,  отличающих­ся как конструкцией, так и материалом гидравлической части. Исполнения гидравлической части:

Д — из хромистой стали марки 20X13;

К—из хромоникелевой стали марки 12Х18Н10Т;

Е — из   хромоникелёмолибденовой   стали   марки   10Х17Н13М2Т;

Т — из титана и его сплавов. Конструктивное исполнение гидравлической части:

1— без охлаждения или обогрева, без гидрозатвора уплотнения
для перекачивания жидкостей с температурой от —15 до +100 °С;

2— без охлаждения или обогрева, с гидрозатвором уплотнения
для перекачивания жидкостей с температурой от —15 до + 100°С;

3— без охлаждения или обогрева, с гидрозатвором уплотнения
для перекачивания жидкостей с температурой от —30 до +150 °С;

4— с охлаждением или обогревом, с гидрозатвором уплотнения
для перекачивания жидкостей с температурой, от —50 до +250 °С.

Трехплунжерный кривошипный насос ПТ (рис. 82) состоит из приводной и гидравлической частей, соединенных болтами 7. При­водная часть, смонтированная в станине 2, предназначена для пре­образования вращательного движения коленчатого вала 6 в посту­пательное движение плунжеров 1. Картер станины с торцовой сто­роны закрыт крышкой на прокладке. Коленчатый вал базируется на двух подшипниках, расположенных в боковых расточках стани­ны, и с помощью шатунов 5 соединен с ползунами 3, перемещаю­щимися в направляющих 4.

Шатуны имеют в большой головке, закрепляемой на шейках ко­ленчатого вала, сменные вкладыши, а в малой головке, соединяемой осью с ползунами,— втулки из антифрикционного материала. На­правляющие ползунов закреплены в станине с помощью крышек 3, имеющих манжеты для предохранения приводной части от попада­ния пыли и грязи в масло, а также от выплескивания масла наружу.

Подшипники коленчатого вала со стороны выходного конца за­крываются крышкой с расположенной в ней манжетой, а с проти­воположной стороны — глухой крышкой. В высокооборотных насо­сах вместо глухой крышки предусмотрен шестеренный маслонасос. Правильная установка коленчатого вала выверяется по зазорам между торцами шатунов и шеек коленчатого вала и фиксируется прокладками, устанавливаемыми между станиной и крышками.

Смазка рабочих поверхностей приводной части насоса осущест­вляется методом разбрызгивания (при частоте вращения коленча­того вала менее 730 мин-1) или под давлением при 730 мин-1. Для разбрызгивания масла предусмотрены лопасти специальных дис­ков. Смазка под давлением осуществляется шестеренным маслонасосом.

            Рис. 6. Продольный разрез насоса ПТ

Для смазки приводной части насоса применяют масло индуст­риальное И50А или турбинное Т46.

Гидравлическая часть насоса состоит из гидравлического бло­ка 10, трех плунжеров 1, коробки уплотнения 8, сальника 9, трех всасывающих клапанов 11, предохранительного клапана 12.