Подставив (21) в (20), получим окончательное выражение для коэффициента наполнения насоса с учетом сепарации газа:
ηнап = 1- (1 + m)(1 - Кес)βгвх/(1-Кесβгвх) (23)
где Ргвх— расходная доля свободного газа в газожидкостной смеси у входа в насос при рвх и Твх.
Анализ формулы (23) показывает степень и характер влияния различных факторов на коэффициент наполнения насоса: он снижается при увеличении объема вредного пространства в насосе и величины расходного газосодержания газожидкостной смеси у входа в насос и, напротив, увеличивается при повышении коэффициента сепарации газа.
Упругие деформации колонны штанг и подъемных труб, вызванные периодическим характером гидростатических сил, инерционных и сил трения, действующих на штанги и НКТ, приводят к уменьшению длины хода плунжера по сравнению с длиной хода головки балансира, то есть Sпл<Sгб. Отношение длины хода плунжера к длине хода головки балансира есть коэффициент длины хода плунжера:
ηход = Sпл/Sгб. (24)
При определении ηход основной задачей является определение длины хода плунжера, поскольку длина хода головки балансира всегда известна.
Длина хода плунжера в случае пренебрежимо малых инерционных нагрузок с учетом упругих деформаций штанг и труб может быть определена по уравнению:
Sпл = Sгб – λш – λт (25)
где λш, λт — величины упругих деформаций колонны штанг и подъемных труб соответственно. Их значения можно определить, пользуясь законом Гука: деформация прямо пропорциональна напряжению, длине стержня и обратно пропорциональна модулю Юнга материала, из которого сделан стержень.
Если принять, что значение растягивающей гидростатической силы соответствует выражению
Тст = (Рвых — Рвх)πd2пл/4, (26)
то величина упругих деформаций колонны штанг определяется как
λш = TcтLш/(fшEш), (27)
а величина упругих деформаций колонны труб соответственно —
λТ= ТCTLT/(fTЕT),
где Lш, Lт fш fт — длина и площадь сечения колонны штанг и труб соответственно; Еш, Ет — модули упругости материала штанг и труб.
Учитывая, что Lш ≈LT, а Еш ≈ Ет, окончательно получим:
. (28)
Представляет интерес рассмотреть влияние инерционных сил па величину хода плунжера насоса.
Сила инерции колонны штанг в конце хода вниз направлена вниз и приводит к дополнительному пробегу плунжера после остановки головки балансира. То же происходит при ходе колонны штанг вверх: головка балансира уже остановилась, а плунжер вместе с колонной штанг движется по инерции еще некоторое время вверх.
Дополнительный инерционный пробег плунжера насоса увеличивает действительный ход плунжера па некоторую величину. Существует много попыток рассчитать дополнительную длину пробега плунжера.
Приведем здесь формулу Л. С. Лейбензона[2], одну из наиболее простых, но по точности не уступающей другим, более поздним и более громоздким формулам:
, (29)
где φ — критерий Коши.
Таким образом, действительная длина хода плунжера штангового глубинного насоса с учетом инерционных сил и упругих деформаций колонны штанг и подъемных труб определяется выражением:
, (30)
а коэффициент длины хода плунжера соответственно —
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.