(9.33)
при любом , если ; если же , то неравенство (9.33) выполняется при
. (9.34)
Вторые слагаемые удовлетворяют неравенству
, (9.35)
если
. (9.36)
Таким образом, при достаточно больших значениях и , удовлетворяющих условиям (9.34) и (9.36), выполняются оба неравенства, (9.33) и (9.35), а при этом модуль числителя в (9.32) наверняка будет меньше модуля знаменателя, то есть будет выполняться условие эффективности управления (). Более того, при дальнейшем увеличении коэффициента усиления величина будет монотонно убывать, стремясь к нулю; при этом будет стремиться к нулю величина амплитуды динамической ошибки по скорости.
Условия устойчивости замкнутой системы. Казалось бы, увеличивая коэффициенты усиления системы обратной связи, можно обеспечить сколь угодно высокую точность выполнения программного движения. В действительности возможности повышения точности ограничены рядом причин, главной из которых является необходимость обеспечения устойчивости замкнутой системы. Для исследования устойчивости рассматриваемой системы обратимся к уравнению (9.27). Для асимптотической устойчивости системы необходимо и достаточно, чтобы характеристическое уравнение
. (9.37)
имело все корни с отрицательными вещественными частями. Для этого все коэффициенты этого уравнения должны быть положительными, что выполняется, если ; , а также должно выполняться условие Гурвица для уравнения третьей степени, которое в рассматриваемом случае принимает форму
. (9.38)
Обозначив ; , приводим условие (9.38) к виду
.
На рис. 9.4 представлены области устойчивости системы на плоскости параметров , , соответствующие различным величинам . Чем больше постоянная времени двигателя , тем меньше область допустимых значений и , а следовательно, и коэффициентов усиления и .
Таким образом, увеличение коэффициентов усиления системы обратной связи может приводить к неустойчивости замкнутой системы. Отрицательная обратная связь, которая по принципу действия должна была бы вызывать уменьшение динамической ошибки, в действительности оказывается причиной ее неограниченного увеличения. Не прибегая к подробному описанию всех процессов, возникающих в замкнутой системе, отметим только, что по существу неустойчивость вызывается инерционностью двигателя, характеристикой которой является его постоянная времени . Эта инерционность приводит к смещению по фазе колебательного момента двигателя по отношению к той колебательной компоненте переходного процесса, которую он должен демпфировать. В результате момент двигателя, возбужденный сигналом обратной связи, вместо демпфирующего становится раскачивающим. Чем больше величина , тем сильнее сказывается это обстоятельство.
Следует отметить, что инерционностью обладают и другие элементы системы управления. Так, например, сигнал на входе регулятора связан с динамической ошибкой более сложной зависимостью, чем та, что описана выражением (9.25). В первом приближении динамические процессы, происходящие в регуляторе, описываются уравнением вида
, (9.39)
где – постоянная времени регулятора. Обычно «запаздывание» в регуляторе мало (), так что при малых коэффициентах усиления им можно пренебречь. Однако с увеличением и влияние малой постоянной на устойчивость системы становится существенным.
Вообще, чем больше коэффициенты усиления цепи обратной связи, тем более точной должна быть динамическая модель системы. В частности, это относится к учету упругости звеньев механической системы. Этот учет становится необходимым в системах управления движением прецизионных машин, в которых программные движения должны выполняться с высокой точностью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.