При заданном значении амплитуда возрастает с ростом ; при больших значениях она становится приблизительно пропорциональной . Поскольку амплитудные значения ограничены, в реальной системе возникают трудности при попытке осуществления высокочастотных колебаний рабочих органов машины. По этой причине в системе с программным управлением чаще реализуются сравнительно низкочастотные программные движения.
Влияние начальных условий. Подставив из (9.5) в (9.6), получим уравнение движения ротора двигателя в форме
(9.16)
или, после деления на ,
. (9.17)
Программное движение является частным решением этого уравнения при ; соответствующим вполне определенным начальным условиям. Общее решение линейного неоднородного уравнения (9.17) для записывается в форме
, (9.18)
где и – постоянные, определяемые из начальных условий; и – корни характеристического уравнения ,
откуда
. (9.19)
Легко убедиться, что корни (9.19) всегда либо отрицательные (при ), либо имеют отрицательную вещественную часть (при ). Отсюда следует, что первые два слагаемых в (9.18) стремятся к нулю и, следовательно, при .
Таким образом, программное движение
в системе устанавливается не сразу, а после окончания переходного процесса.
При начальных условиях , , ,
то есть при движении системы из состояния покоя, получаем из (9.18):
, .
Для программного движения (9.13) получаем ,
Из этих уравнений находим
, . (9.20)
Следовательно, скорость рабочего органа будет изменяться по закону
. (9.21)
Движение рабочего органа будет соответствовать программному только после затухания переходного процесса, отражаемого первым слагаемым в правой части выражения (9.21).
Неадекватность динамической модели системы. При определении программного управления мы исходили из динамической модели системы, описываемой уравнениями (9.5) и (9.6). В действительности эти уравнения лишь приближенно соответствуют реальной системе. Они не учитывают упругость реальных звеньев механической системы, отличия истинных значений параметров от номинальных и т.п. Все это приводит к отклонениям действительных движений системы от программных, т. е. к динамическим ошибкам.
Предположим, что в рассмотренном выше примере в качестве динамической модели двигателя выбирается его идеальная характеристика
. (9.22)
Оценим, какие динамические ошибки вызовет такое упрощение динамической модели. В соответствии с характеристикой (9.22) подставим в правую часть уравнения движения (9.17)
.
В результате получим
. (9.23)
Решение этого уравнения определит «действительный» закон изменения угловой скорости ротора (если считать действительной динамическую характеристику двигателя), а определит динамическую ошибку по скорости. Заменив в (9.23) на , получим уравнение для динамической ошибки:
. (9.24)
Общее решение этого уравнения складывается из общего решения однородного уравнения и частного решения, соответствующего установившейся динамической ошибке, устанавливающейся в системе после затухания переходного процесса. Очевидно, что общее решение даст динамическую ошибку, вызванную начальными условиями, а частное – динамическую ошибку, вызванную неточностью описания характеристики двигателя.
Легко видеть, что пренебрежение динамическими свойствами двигателя, связанное с использованием его идеальной характеристики, может приводить к очень большим динамическим ошибкам (в некоторых случаях амплитуда ошибки может превосходить амплитуду программной скорости).
39. Замкнутые системы управления с обратными связями. Эффективность и устойчивость замкнутой системы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.