Практическая работа № 9
ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ
Метод оценки безопасности движения на пересечениях, разработан на основании анализа отечественных данных статистики дорожно-транспортных происшествий. Безопасность движения по этому методу оценивается по опасности конфликтных точек (рис. 1), эта опасность рассчитывается с использованием величин относительной аварийности. Опасность каждой конфликтной точки qi определяется по формуле
(1)
где Кi—величина относительной аварийности; Mi, Ni—интенсивности движения пересекающихся в конфликтной точке потоков, авт./сутки; КГ—коэффициент годовой неравномерности движения.
Если речь идет о реконструкции дороги, то коэффициент годовой неравномерности движения выбирается соответственно времени, когда была измерена интенсивность движения:
Для вновь проектируемых дорог при заданной среднегодовой среднесуточной интенсивности движения величина КГ постоянна и равна 0,0833.
Величины коэффициентов относительной аварийности представлены в табл. 1 (для пересечений), табл. 2 (для примыканий) и в табл. 3 (для кольцевых пересечений).
Общая опасность на пересечении оценивается по формуле
(2)
где G — возможное количество дорожно-транспортных происшествий на пересечении за один год; п — число конфликтных точек.
Величины, оценивающие точки слияния при выполнении левого поворота (отмеченные звездочкой в таблице), даны для оптимального угла пересечения 50—75°. Для других значений углов значения Ксл следует умножить на коэффициент Кα. Для промежуточных значений α коэффициент Кα определяется по интерполяции.
Используя данную методику расчета, можно оценивать эффективность изменений всего планировочного решения пересечения или отдельных его элементов. Так, например, расчеты показывают, что для необорудованного примыкания с интенсивностями движения по главной дороге 2400 авт./сутки и по второстепенной 400 авт./сутки увеличение только радиуса правого поворота до 15 м снижает аварийность с 4,016 до 2,95 происшествий в год. При устройстве переходных кривых на правоповоротном съезде и увеличении радиуса левого поворота аварийность может быть снижена до 0,98 происшествий в год, а при введении полного канализирования движения (направляющие островки, переходно-скоростные полосы) — до 0,184 происшествий в год.
В отличие от крестообразных и Т-образных пересечений, где основную опасность представляет левоповоротное движение, на кольцевых пересечениях безопасность движения зависит от количества точек слияния и разделения потоков (см. рис. 1). Тяжесть конфликтных точек на кольцевых пересечениях зависит от радиуса кольца.
На многополосных кольцевых пересечениях, помимо точек слияния и разделения потоков, появляются очень опасные точки переплетения потоков, оказывающие влияние на безопасность движения по всему кольцу. В связи с этим на многополосных кольцах дорожно-транспортных происшествий в 1,5—2 раза больше, чем на однополосных. Однако более высокая, чем у однополосных пересечений, пропускная способность оправдывает применение кольцевых пересечений с двумя полосами движения, что, разумеется, требует значительного увеличения радиуса кольца. Внутренняя полоса движения на многополосных кольцах начинает работать лишь при интенсивности, составляющей 60—70% пропускной способности кольца, и используется в основном левоповоротными потоками.
Безопасность движения на кольцевых пересечениях также оценивается по формуле (1) с помощью величин относительной аварийности (табл.3).
Величины относительной аварийности, характеризующие тяжесть конфликтных точек на кольцевых пересечениях, приведены в табл. 3. Для многополосного кольца они даны лишь для радиуса центрального островка более 30 м, так как применение в этих случаях меньшего радиуса приводит к увеличению аварийности и резкому снижению скоростей движения на пересекающихся дорогах. Как видно из данных таблицы, кольцевые пересечения дают наилучший эффект при радиусах центрального островка более 50 м.
' Относительная аварийность — количество дорожно-транспортных происшествий на 10 млн. автомобилей (см. также табл. 2, 3).
* Для определения относительной аварийности в этом случае данные таблицы нужно умножить на коэффициент Кα :
α, град. ... .до 30 40 50—75 90 120 150 180
Кα ....... 1,8 1,2 1,0 1,2 1,9 2,1 3,4
Взаимодействие потоков |
Необорудованное пересечение |
Канализированное пересечение |
Относительная аварийность |
||
Разделение двух потоков Пересечение двух левоповоротных потоков Слияние двух поворачивающих потоков |
0,0015 0,0020 0,0025 |
0,0010 0,0005 0,0012 |
Таблица 3
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.