ВВЕДЕНИЕ
«Подвижной состав и тяга поездов» есть научная дисциплина, способствующая разрешению таких важнейших вопросов, как выбор типа локомотива и его основных параметров, расчёт веса состава, времени хода поезда по перегонам и оптимальных режимов вождения поездов; расчёт тормозов; определения расхода топлива, электроэнергии; обоснование требований к вагонному и путевому хозяйству с точки зрения уменьшения сопротивления движению. Это далеко неполный перечень вопросов, комплекс которых и составляет содержание курса теории тяги поездов и его прикладной части – тяговых расчётов.
Решение всех этих вопросов в свою очередь служит основанием для составления графиков движения поездов и оборота локомотивов; определения пропускной и провозной способности; расчётов по размещению остановочных пунктов, тяговых подстанций, складов топлива, пунктов экипировки; размещению локомотивного парка и т.д.
Можно утверждать, что в течение всего времени деятельности железных дорог, начиная с момента их изыскания и проектирования, курс «Тяга поездов» играет не менее важную роль, чем, например, расч1ты прочности пи создании инженерных сооружений и различных машин, используемых на железнодорожном транспорте. По этой причине курс «Тяга поездов», является одним из основных разделов транспортной науки, входит в учебные планы железнодорожных вузов почти всех специальностей.
1 Анализ профиля пути и выбор величины расчетного подъема
Для определения расчётного подъёма выбираем из профиля элемент с наибольшей крутизной подъёма - 7‰ и наибольшей длиной – 5500м, достаточный для достижения поездом равномерной скорости, который и следует принимать за расчетный. Так как на элементе имеется кривая, то расчётный подъём определяем по формуле
(1) ,
где i – уклон расчётного подъёма;
wr – дополнительное удельное сопротивление подвижного состава при движении по кривой, определяемое по формуле
[1, п. 1.2.7(42)],
где R – радиус кривой.
‰.
2 Расчет массы состава
Для выбранного расчетного подъема масса состава вычисляется по формуле
(2),
где Fкр – расчётное значение силы тяги локомотива, Н /кг;
P – расчётная масса локомотива, т;
- основное удельное сопротивление движению локомотива, Н/т;
- основное удельное сопротивление движению состава, Н/т;
- расчётный подъём.
Характеристика локомотива 2ТЭ121[2, с146,Таб.4.2]:
Расчетная сила тяги Fкр=600000 Н
Расчетная скорость vр=26,9 км/ч
Расчетная масса локомотива P=300т
Основное удельное сопротивление движению для локомотива определяется по формуле[1,п. 1.2.3,(13)]
(3)
;
для вагонов на роликовых подшипниках
четырёхосных (q04=66/4=16,5т/ось)
(4)
шестиосных (q06=122/6=20,33т/ось)
(5)
восьмиосных (q08=160/8=20т/ось)
(6)
где q04, q06, q08 – осевая нагрузка, соответственно для 4-, 6- и 8-осных вагонов, т.
средневзвешенное
(7),
где α, β, γ–соответственно доли 4-,6- и 8-осных вагонов в составе.
Принимаем Q=6350т.
3 Проверка массы состава на прохождение подъемов большей крутизны с учетом кинетической энергии
Наибольший по крутизне подъём - это 6 элемент профиля (S=2000м, i=9‰,).
Чтобы убедиться в том, что с данным составом тепловоз 2ТЭ121 преодолеет наибольший по крутизне подъём заданного профиля, произведём расчёт, как изменяется скорость по мере движения поезда на этом подъёме. Вычисления проведём в соответствии с выражением
; (8)
Предположим, что поезд вступил на рассматриваемый подъём со скоростью v=90км/ч. Чтобы рассчитать расстояние, которое поезд пройдёт при понижении скорости от 90 км/ч до 80км/ч, необходимо определить значение удельной замедляющей силы rср для средней на рассматриваемом интервале скорости v=85км/ч
, (9)
Из тяговой характеристики тепловоза 2ТЭ121[2,с.261,Рис. П3.7] для скорости v = 85 км/ч значение касательной силы тяги Fк = 96000 Н.
Основное удельное сопротивление движению тепловоза
Основное удельное сопротивление движению груженых четырехосных вагонов на роликовых подшипниках при осевой нагрузке q04=66/4=16,5т/ось
;
шестиосных при осевой нагрузке q06=122/6=20,33т/ось
;
восьмиосных при осевой нагрузке q08=160/8=20т/ось
;
средневзвешенное
.
Удельная замедляющая сила
.
Расстояние, которое прошёл поезд при изменении скорости движения от 90км/ч до 80км/ч
.
Аналогично рассчитываем расстояния, понижая скорость, до тех пор, пока сумма рассчитанных расстояний не станет больше длины выбранного подъёма.
Найдём значение удельной замедляющей силы rср, при понижении скорости от 80км/ч до 70км/ч для средней на рассматриваемом интервале скорости v=75км/ч.
Из тяговой характеристики тепловоза 2ТЭ121[2,с.261,Рис. П3.7] для скорости v = 75 км/ч значение касательной силы тяги Fк = 109050Н.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.