Стратегический план деятельности малого предприятия, страница 3

На основании результатов качественного анализа привлекательности СЗХ, выделенных во внешней среде МП, приведённых в табл.3.2 и 3.3,   проведем оценку привлекательности каждой СЗХ экспертным путем, выставляя оценки по 10-ти бальной шкале, каждому из факторов, влияющих на изменение значений критериев оценки. Более высокая оценка соответствует более привлекательной тенденции в изменении фактора для МП. Все факторы в соответствие с методикой оценки разделены экспертным путем по приоритетам, исходя из особенностей деятельности предприятия. Результаты оценки сведем в табл.3.4.

Таблица 3.4

Результаты оценки привлекательности СЗХ для МП

Критерий оценки СЗХ

Стратегическая зона хозяйствования

   

Полимерная упаковка

Полимерные покрытия

Торгово-закупочная деятельность

 
 

R

P

R*P

R

P

R*P

R

P

R*P

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

   

1. Перспективы роста

 

1.1 Фаза развития спроса

8

1

8

8

2

16

5

1

5

 

1.2 Размеры рынка

6

2

12

7

1

7

8

2

16

 

1.3 Покупательная способность

7

3

21

7

3

21

5

3

15

 

2. Перспективы рентабельности

 

2.1 Привычки покупателей

8

1

8

6

2

12

5

1

5

 

2.2 Интенсивность конкуренции

9

4

36

6

4

24

4

3

12

 

Окончание табл.3.4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

2.3 Каналы сбыта

9

3

27

5

3

15

6

2

12

2.4 Госрегулирование

6

2

12

7

1

7

4

4

16

3. Уровень нестабильности

3.1 Экономическая

7

3

21

6

3

18

4

3

12

3.2 Технологическая

9

2

18

8

2

16

7

1

7

3.3 Социально-политическая

6

1

6

6

1

6

4

2

8

4. Факторы успеха в конкуренции

Наличие конкурентных преимуществ

8

7

48

5

8

40

6

6

36

Итого:

-

-

217

-

-

182

-

-

144

Оценка привлекательности СЗХ, результаты которой представлены в табл. 3.4, показала, что не все выделенные СЗХ одинаково привлекательны для МП. Наиболее привлекательной является СЗХ «полимерная упаковка», затем «полимерные покрытия» (14,2% отставания по баллам). Эти СЗХ отличаются стабильно растущим спросом, большой ёмкостью рынка, слабым уровнем конкуренции, к тому же МП обладает конкурентными преимуществами, необходимыми для успеха в этих СЗХ.

СЗХ «Торгово-закупочная деятельность» гораздо менее привлекательна (32% отставания по баллам от СЗХ «полимерная упаковка»). Эта СЗХ характеризуется медленным ростом спроса, высоким уровнем конкуренции и жёстким государственным регулированием.

Следовательно, при формировании портфеля СЗХ МП должно ориентироваться на СЗХ «полимерная упаковка» и «полимерные покрытия», а СЗХ «торгово-закупочная деятельность» не должна включаться в портфель СЗХ предприятия.