№33_Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ:
Память занимает особое место в психических процессах. Это сквозной процесс, ни один психический процесс без нее не протекает. Она помогает запоминать, хранить и воспроизводить информацию.
Различия в механизмах:
а) теории памяти: каждая школа строит представление на своем фундаменте, своих взглядах. Здесь радикальных различий нет, во многом теории пересекаются.
б) органические основы: рассмотрение того, как основан процесс памяти в н.с. Здесь по школам различий нет.
в) процессы памяти: их количество варьируется, но все они отвечают на вопрос «как». Как происходит запоминание (произвольное, непроизвольное), сохранение, воспроизведение (узнавание, воспоминание), забывание (на какое время).
г) структура памяти: сенсорная (то, что воспринимается в данный момент), кратковременная, долговременная, оперативная.
д) виды памяти: различаются по модальности.
е) индивидуальные характеристики памяти человека
ж) развитие памяти в онтогенезе
з) нарушения памяти
и) особые явления, связанные с памятью.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ:
1. Ассоцианизм.
Эббингауз. Память - свойство психики связывать поступающее с тем, что уже есть. Основывался на работах Фехнера и Аристотеля. Аристотель вывел три закона ассоциации: по смежности, по сходству, по противоположности.
Воспоминание – возрождается то, что уже однажды переживалось. Он исследовал механическую память (бессмысленные слоги заучивал). Определил объем памяти 7+2, доказал, что человек запоминает начало и конец (эффект края), составил кривую забывания.
П. Жане. Память социальна по своей природе. Социальность выражается в следующем: если некому передавать, то незачем помнить. Ввел понятие реминисценции. Память – это приказ: заставить отсутствующих делать что, что делали они, если бы были присутствующими. (препод. аудитории: прочитайте дома книгу. Но книга дома. Память в том, чтобы сделать это дома).
Реминисценция – действие полностью восстанавливается при наличии одного из сопровождавших его качеств; происходит под воздействием механизмов – «восстановление до целого». Это точное, автоматическое повторение действия. При описании памяти он вводит понятия «присутствия» или «отсутствия». Он выделяет ряд форм поведения, каждая из которых есть «реакция на отсутствие» и которое в сумме составляют память. Под памятью как таковой в данном случае понимается социальное действие, произвольное запоминание, припоминание, память повествования.
Анализ единичного случая: у девушки умерла мать. Она забыла об этом, и только через 6 месяцев лечения смогла восстановить в памяти это событие. При этом часто у нее случались приступы реминисценции – видя кровать, она переставала воспринимать окружающее и начинала «ухаживать» за кем-то, кто «находился» на кровати.
Реминисценция – действие полностью восстанавливается при наличии одного из сопровождавших его качеств; происходит под воздействием механизмов – «восстановление до целого». Это точное, автоматическое повторение действия. Признаки:
1) неадаптивна, нет адаптации к наличной ситуации, к собеседникам, как при воспоминании.
2) несоциальное поведение (она ни к кому не обращена)
3) бесполезна
4) происходит при опр. обстоятельствах, повторяясь автоматически в усл., при кот. событие впервые произошло (девушка видела кровать).
Ф. Бартлетт. Все, что возникает в сознании – вспоминается. Считал, что при зазубривании многое забывается, при ассоциировании – нет. Исследовал запоминание в повседневной жизни. Был проведен эксперимент по последовательному запоминанию – люди описывают картину по очереди, при этом 1-ый ее видит, а остальные уже нет. Каждое описание записывается (своеобразный «испорченный телефон»). Выяснилось, чтозабывается бессмысленный материал, побочные детали, действия и то, что боишься забыть.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.