2. Гештальтисты.
А. Бергсон. Память – способность воспроизводить ранее приобретенные знания. Различал два вида памяти:
1) память - привычки, вызывается усилием воли в четко определенное время (выученное стихотворение). Признаки привычки (приобретено посредством повторения одного и того же усилия, потребовало сначала расчленения, потом восстановления целостного действия). Память, всегда устремленная к действию, пребывающая в настоящем.
2) память души,самопроизвольная, любой длительности (воспоминание 1 чтения стихотворения). Удерживает и выстраивает в ряд все наши состояния, отводит каждому факту его место, отмечает дату. Действительно движется в прошлом. Мы можем сразу окинуть взором это воспоминание или «смаковать» его.
Зейгарник и Биренбаум. Рассматривали в своих экспериментах забывание. Это про незавершенные действия.
К.Левин.
Память – способность воспроизводить ранее приобретенные знания.
Под его руков-вом исследовалось забывание как непреднамеренное невыполнение намерения (ближе к «забывчивости»). Причины: интенсивность других переживаний; не наступление соответствующего случая; наличие естественной противоположной потребности.
Квазипотребность – это некая направленность субъекта (намерение), которое возникает в определенной ситуации, обеспечивает Де человека и стремится к разрядке (удовлетворению).
Зейгарник.
Эффект Зейгарник – лучше запоминается та инфо, кот. связана с незаконченным действием: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая возникает в нач. действия, но не разряжается. Кол-во запомнившихся прерванных задач в 2 раза превышает кол-во запомненных решенных задач.
Значимость намерения зависит от тех истинных потр-тей, которые лежат в основе возникновения квазипотребностей, являются их источником.
Свое первое исследование, выявляющее зависимость памяти от динамики мотивационной сферы, она выполнила в Берлине под руководством К. Левина. Смысл эксперимента заключался в том, что испытуемый получал ряд заданий (18-22), которые ему необходимо было выполнить как можно быстрее и лучше. Однако ему не давали выполнить все задания до конца, а половина заданий прерывалась экспериментатором до завершения. Завершенные и прерванные задания следовали в случайной для испытуемого последовательности, например, после двух незавершенных шли два завершенных, затем одно незавершенное, затем два завершенных и т.д.
В ходе опытов был обнаружен специальный феномен «эффект Зейгарник»: прерванная структурная деятельность запоминается в 2-2,5 раза чаще, чем законченная или неструктурная монотонная деятельность. Испытуемый, прежде всего, сохраняет в памяти те виды деятельности, которые имели структурный характер, но не были доведены до конца.
Т.О. гештальтисты противопоставляют себя ассоцианистам.
1) Нельзя расчленять на части – принцип целостности.
2) Гештальт – форма, структура, специфич. организация частей, которые нельзя изменить без разрушения.
3) Сознание всякий раз стремится к хорошему гештальту, целостности.
4) Память возникает в результате несбалансированности мнемической структуры / в рез-те взаимодействия новой структуры со старой.
5) Память - следы в мозговых структурах. Какие-то морфологические изменения вещества мозга. Процессы забывания связаны со стиранием этих следов. Агглютинация – тенденция к стиранию следов.
3. Деятельностный подход.
Де строит сознание. Все, что есть в психике – это рез-т Де. Исследуют память с 4-х позиций.
· филогенез: откуда пошло, как образовалось, Это Лурия.
· социогенез: развитие памяти в рез-те развития человеческой культуры
· онтогенез
· микрогенез: как работает процесс всего запоминания, от чего зависит функционирование, что влияет на эффективность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.