Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти, страница 2

2. Гештальтисты.

А. Бергсон. Память – способность воспроизводить ранее приобретенные знания. Различал два вида памяти:

1)  память - привычки, вызывается усилием воли в четко определенное время (выученное стихотворение). Признаки привычки (приобретено посредством повторения одного и того же усилия, потребовало сначала расчленения, потом восстановления целостного действия). Память, всегда устремленная к действию, пребывающая в настоящем.

2)  память души,самопроизвольная, любой длительности (воспоминание 1 чтения стихотворения). Удерживает и выстраивает в ряд все наши состояния, отводит каждому факту его место, отмечает дату. Действительно движется в прошлом. Мы можем сразу окинуть взором это воспоминание или «смаковать» его.

Зейгарник и Биренбаум. Рассматривали в своих экспериментах забывание. Это про незавершенные действия.

К.Левин.

Память – способность воспроизводить ранее приобретенные знания.

Под его руков-вом исследовалось забывание как непреднамеренное невыполнение намерения (ближе к «забывчивости»). Причины: интенсивность других переживаний; не наступление соответствующего случая; наличие естественной противоположной потребности.

Квазипотребность – это некая направленность субъекта (намерение), которое возникает в определенной ситуации, обеспечивает Де человека и стремится  к разрядке (удовлетворению).

Зейгарник.

Эффект Зейгарник – лучше запоминается та инфо, кот. связана с незаконченным действием: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая возникает в нач. действия, но не разряжается. Кол-во запомнившихся прерванных задач в 2 раза превышает кол-во запомненных решенных задач.

Значимость намерения зависит от тех истинных потр-тей, которые лежат в основе возникновения квазипотребностей, являются их источником.

Свое первое исследование, выявляющее зависимость памяти от динамики мотивационной сферы, она выполнила в Берлине под руководством К. Левина. Смысл эксперимента заключался в том, что испытуемый получал ряд заданий (18-22), которые ему необходимо было выполнить как можно быстрее и лучше. Однако ему не давали выполнить все задания до конца, а половина заданий прерывалась экспериментатором до завершения. Завершенные и прерванные задания следовали в случайной для испытуемого последовательности, например, после двух незавершенных шли два завершенных, затем одно незавершенное, затем два завершенных и т.д.

В ходе опытов был обнаружен специальный феномен «эффект Зейгарник»: прерванная структурная деятельность запоминается в 2-2,5 раза чаще, чем законченная или неструктурная монотонная деятельность. Испытуемый, прежде всего, сохраняет в памяти те виды деятельности, которые имели структурный характер, но не были доведены до конца.

Т.О. гештальтисты противопоставляют себя ассоцианистам.

1)  Нельзя расчленять на части – принцип целостности.

2)  Гештальт – форма, структура, специфич. организация частей, которые нельзя изменить без разрушения.

3)  Сознание всякий раз стремится к хорошему гештальту, целостности.

4)  Память возникает в результате несбалансированности мнемической структуры / в рез-те взаимодействия новой структуры со старой.

5)  Память - следы в мозговых структурах. Какие-то морфологические изменения вещества мозга. Процессы забывания связаны со стиранием этих следов. Агглютинация – тенденция к стиранию следов.

3. Деятельностный подход.

Де строит сознание. Все, что есть в психике – это рез-т Де. Исследуют память с 4-х позиций.

·  филогенез: откуда пошло, как образовалось, Это Лурия.

·  социогенез: развитие памяти в рез-те развития человеческой культуры

·  онтогенез

·  микрогенез: как работает процесс всего запоминания, от чего зависит функционирование, что влияет на эффективность.