Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти, страница 3

Ю.Трошина. Уровни памяти в филогенезе.

·  Ступень видовой памяти (генетическая, морфологическая память, нейрональный уровень (условные рефлексы – импритинг, допсихическая - эйдетизм).

·  Индивидуальная память: человек помнит сам для себя.

·  Социальная память: человек сохраняет инфо для других (становится возможной с появлением письменности).

Выготский, Лурия. Исследуют онтогенез памяти, память примитивного человека. Богатство конкретной памяти обнаруживается и в богатстве словаря, и в грамматич. сложности языка. Примитивы не могут мыслить абстрактно => у них плохая память.

Примитивная память сохраняет целостный образ, не разбивая его по частям. Это близко к эйдетизму. Эйдетическая память возникает в отсутствии предмета, характеризуется такой детализированной наглядностью, которая недоступна обычному представителю (пример, «видят») отсутствующий предмет, до мельчайших подробностей).

Поворотный момент в филогенезе памяти – формирование знака (узелки). Память совершенствуется постольку, поскольку совершенствуется системы письма, знаков и способы их использования.

Пиктограмма

Зинченко. Изучал непроизвольное запоминание. В работах большинства авторов непроизвольное запоминание понимают как случайное запечатление. У него основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной Де. Эта гипотеза подтвердилась в эксперименте с картинками. 

Рез-т: то, что было непосредственным предметом Де, запомнилось намного лучше. Отсутствие целенапр. Де по отношении к этим же О-там там, где они выступали в роли фоновых раздражителей, привело к резкому снижению их запоминания.

Осн. форма непроизв. запоминания – продукт целенаправленной Де, а не случайного запечатления О-тов.

Эксперимент: Предлагались карточки, на каждой из кот. был нарисован опр. предмет и написано какое-то число. В 1-ой части эксп-та испытуемые непосредственно работали с картинками, а числа просто находились в поле восприятия. Во 2-ой части – наоборот.

Рез-т: то, что было непосредственным предметом Де, запомнилось намного лучше. Отсутствие целенапр. Де по отношении к этим же О-там там, где они выступали в роли фоновых раздражителей, привело к резкому снижению их запоминания.

Запоминание нельзя сводить к непосредственному запечатлеванию, т.е. к рез-ту одностороннего воздействия предметов на органы чувств вне Де человека, напр. на эти предметы.

Запоминание Чисел и Картинок в том случае, когда они не выступают предметом Де человека, всегда связано с отвлечением от выполнения задания => проявлением опр. действия по отношению к ним

Смирнов. Запоминаются лучше:

            Воспоминания испытуемых в основном относятся к тому, что они делали, нежели к тому, что думали. Содержание мыслей вспоминается редко и скупо. Когда же мысли вспоминаются, они связаны все же с действиями испытуемого.

- связано с Де (препятсвия, мотивы Де)

- действия, а не мысли

- необычные ситуации

- то, что лежит в сфере интересов (актуальные интересы)

Когнитивисты.

Когнитивную Y интересуют процессы с помощью кот. можно понять закономерности обработки определенного рода перцептивных  сигналов, кот. лежат. в основе перцептивных систем, мнемических и мыслительных процессов. Познание – процессы переработки, хранения, извлечения информации для определенных целей в рамках определенных структур.

Линдсей, Норманн.

Человеческий организм как система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации. В основе классификаций памяти – время хранения инф-ции.

1) Сенсорная память

2) Кратковременная

3) Долговременная

Забывание. 2 причины:

1)  как следствие постепенного стирания следов временем. Чем дольше единица остается в памяти, тем слабее она становится, пока совсем не исчезнет.