Педология подростка

Страницы работы

Содержание работы

Выготский педологияподростка

Также точно в процессе полового созревания с психологической стороны многие авторы различают подготовительный период, критический период и период функционального усовершенствования, которые в сфере психологической соответствуют этим трем моментам. Мы видим, таким образом, что нельзя весь период полового созревания взять за одни скобки и рассматривать как единое целое.

Внутри самого этого периода отчетливо, намечаются различные волны, подъемы и падения, из которых каждой принадлежит свое особое место в общей системе развития организма. Это разделения полового созревания на отдельные стадии сказывается не только по отношению к процессу созревания в целом, но и по отношению к каждой отдельной его части. Везде, какой бы момент созревание мы не взяли, мы найдем тот же самый сложный путь вызревания, проходящий через три основных поворотных пункта. Это деление на стадии следует иметь в виду для правильного понимания всего дальнейшего изложения психологии полового созревания.

Мы приходим, таким образом к выводу, что для объяснения этого сложного процесса недостаточно тех двух точек, которые мы предположили раньше — точки полового созревания и точки социального созревания, но необходимо еще допустить третье именно обще-органическое и культурное созревание, которое могло бы о обеспечить самый механизм превращения одних видов энергии в другие. Проще говоря, может существовать энергия полового влечения, могут существовать далее вне ее лежащие мощные потребности, связанные с социальным созреванием подростка, но отсутствие достаточно развитой коры головного мозга, достаточно развитых культурных форм поведения может привести к тому, что процесс сублимации не осуществится.

Все эти моменты основаны на методике переключений полового инстинкта и перевода его энергии на высшие пути творчески деятельности. В основе, думается нам, здесь действительно разрешается данная проблема с ее практической стороны, но мы считали бы и с теоретической, и с практической стороны неполным такое положение вещей, как мы уже указывали потому, что здесь забывается или обходится самая личность подростка. Обычно вопрос ставится и практически решается так, как если бы самого подростка не существовало как если бы все половое воспитание имело дело с переживаниями, влечениями, как с объектами.

К. Гроос видит в этом возрасте возвращение к господству инстинктов; все согласно называют его возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст созревания личности и миросозерцания. Открытие своего «я», завоевание внутреннего мира, поворот извне внутрь, интравертированность — называют многие авторы основной чертой всего периода. И часть тех же авторов отмечают наряду с этим врастание в мир объективной культуры, в ее отдельные сферы и области, в право, в этику, в искусство. Иенш называет этот период возрастом рыцарства и общечеловеческих идеалов; возрастом идеализма по преимуществу считает его и Шпрангер. Но тот же Шпрангер знает, что в этом возрасте окончательно расходятся пути развития рабочего и буржуазного подростка, которые обнаруживают различную психологическую структуру личности. Это возраст классовой установки.

Мы нисколько не думаем исчерпать этим списком противоречия переходного возраста. Мы хотим только показать, как сложно и многообразно преломляется основное противоречие возраста во всех сторонах и составных процессах развития подростка. Нам предстоит на протяжении нашего курса рассмотреть все эти и многие другие противоречия и показать, как они возникают из основного противоречия всего возраста. Скажем заранее, что все это не статические полярные точки в сложившейся структуре личности. Все это динамические противоречия процесса становления, смены структуры.

Неприспособленность, возникающая из расхождения трех линий созревания, является основной движущей силой развития в этот период. На основе преодоления ее возникает иное, чем в детстве, отношение культурного развития к органическому. Резче всего сущность происходящих изменений и отличий переходного возраста от детства можно было бы выразить сказав, что происходит смена доминанты в структуре процесса развития. Развитие ребенка и подростка одинаково складывается из сплетения двух линий — органического и культурного развития. Человек формируется одновременно, как биологическое и историческое существо. Сложность детского развития и обусловлена в первую очередь наличием в нем одного и другого русла одновременно.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Статьи
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
1