Проба и ценности

Страницы работы

Содержание работы

Проба- в широком смысле слова всегда ориентировочное действие, т.е. проба всегда совершается для того чтобы выяснить качество чего либо, для опыта.

Проба-  действие, в котором максимально представлен аспект действия направленный на самого действующего.

   Проба- действие результатом, которого не является преобразование объекта. Результатом пробы является всегда преобразование субъекта  действия.

В подростковом возрасте значение пробы заключается в том, что она дает подростку почувствовать себя в разных качествах, увидеть себя в разных ролях. Наиболее часто называемые ситуации проб для подростков:

·  пробы, связанные с употреблением алкоголя, табака, наркотиков.

·  экстремальные пробы (парашют, бординг, скалолазание и т.д.)

·  пробы поздно гулять, ходить по клубам и т.д.

·  пробы, связанные с участием в олимпиадах, запись в различные спортивные секции, занятие каким-то хобби, пробы работать и т.д.

·  пробы секса

·  у мальчиков пробы связанные с правонарушением.

Можно выделить две большие группы ценных приобретений, которые видят подростки в пробе:

1.  связанные с внутренними ощущениями (удовольствие, веселье, адреналин, впечатления, эмоции и т.д.).

2.  связанные, с отношением к ним окружающих (уважение окружающих, внимание, авторитет и т.д.).

Ценности- осознанные представления подростка о собственных ценностях, о ценном для него.

Ценности формируются в поступках, чтобы ценностная ориентация усвоилась её нужно испробовать в реальной жизненной ситуации.

Т. В. Корнилова, пишет о том, что  «ситуации риска всегда тесно связаны с возможностью потери чего-то значимого, ради получения еще более ценного». Т.е. возможно в результате такой потери человек может оценить значимость, ценность чего-то для себя.

Ситуация пробы всегда сопряжена с риском, в ней всегда есть частичка неизведанности. Риск это необходимая характеристика ситуации пробы, т.к. именно рискованность позволяет оценить значимость чего-то для себя. (возможно риск дает возможность прочувствовать ситуацию подростку)

Так как ценностную ориентацию личности принято рассматривать в связи с фактами реального поведения человека, то ценностные ориентации подростков в нашем понимании – это те ценности, на которые ориентируется подросток в ситуации пробы (риска), где ценностная ориентация рассматривается как регулятор  социального поведения подростка.

Ценностные ориентации - это  те ценности, которые можно потерять в качестве платы  в ситуациях  пробы (риска). Т.е. ценностные ориентации в нашем исследовании- это представления подростка о том, чем он рискует в ситуации пробы.

v  В любую пробу подросток вкладывает смысл. Смысл пробы для подростка, или основания действия для подростка в ситуации пробы отличается от того смысла, который будут вкладывать в ту же пробу люди других возрастов. Для подростка проба всегда связана с отношением к нему окружающих, с поиском формы взрослости. (здесь пока сложно сформулировать).

В целом можно сказать, что любые пробы позволяют обнаруживать ценности. Даже в асоциальных пробах подростки обнаруживают такую ценность как отношения с родителями. Но диапазон ценностей у подростков, рискующих в рамках социальных норм, будет шире. Т.е. асоциальные пробы позволяют обнаружить узкий диапазон ценностей.

В асоциальных пробах субъективный риск для подростка и объективный риск рассогласуются. Т.е. подросток, пробующий курить, субъективным содержанием данной ситуации переживает опасность быть «застуканным» родителями, педагогами, но не опасность, связанную с нанесения вреда здоровью, формированием зависимости.

При этом то, что подросток будет переживать как риск и становится для него ценностью. Т.е. ценностью становится то, что в ситуации пробы субъективно переживается как риск, опасность. Но подростку такая проба не позволяет понять  истинное значения действия для него, т.е. она не позволяет ему понять, что он вредит своему здоровью (т.е. для подростка значение действия другое). ( Вопрос: за счет чего происходить смещение переживание риска в асоциальных пробах? Или как определить относительно чего подросток субъективно будет переживать риск в ситуации пробы? )

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0