Вопрос № 20. Психологические основы грамотного письма.
Литература: Т.В. Окладникова «Две стратегии грамотного письма» и Т.В.Шмелева «Лингвистичность русской орфографии и принципы ее преподавания в разных аудиториях».
Краткие тезисы из Окладниковой:
1. Т.к. русский язык – это не просто школьный предмет, но и средство передачи информации, то грамотность (или неграмотность) письма ученика заметна всем-учителям, родителям…
2. Что лежит в основе грамотного письма?
Точка зрения РО – правильное написание слова связано с постановкой и решением орфографической задачи. В основе обучения правописанию – фонематический принцип русской орфографии. ( Шаги решения орфографической задачи: 1. выделение орфограммы, 2. выяснение, в какой части слова находится данная орфограмма, 3. подбор иных слов, имеющих в своем составе ту же морфему, 4. выделение среди подобранных слов того, в котором нужный звук находится в сильной позиции в этой части слова.)
Т.о. правильное написание слова определяется в результате рассуждения – сознательного, развернутого акта.
Такую стратегию письма Окладникова называет дискурсивной. И по этой логике получается, что при совершенствовании орфографических навыков происходит сворачивание рассуждения, но механизм регуляции в принципе не меняется.
Но, как оно по жизни, у взрослого грамотного человека стратегия письма другая. Он пишет, не задумываясь (интуитивная стратегия). Начинает анализировать написание слова только в случае, когда возникает чувство дискомфорта (например, увидел слово «щас», почувствовал, что написано неправильно, остановился, и только тогда начинаешь думать о правилах). Т.о. при реализации интуитивной стратегии действуют иные механизмы, чем при дискурсивной. А именно, рассуждение включается только после сигнала для остановки.
Основанием для введения понятия «интуитивная стратегия» служит идея о том, что по мере становления навыка принципиально изменяется его регуляция (эту идею разработал Н.А. Бернштейн при анализе становления двигательного навыка).
3. Механизмы реализации интуитивной стратегии.
Гипотеза Окладниковой: согласно концепции НЛП, особенности понимания и преобразования информации зависят от типа репрезентативной системы, в которой они протекают: в аудиальной (слуховые образ), визуальной (зрительные образы) или кинестетической (совокупность «внутренних», телесных ощущений). Исходя из этих соображений, за правильным написанием слова стоит его зрительный образ и кинестетическая оценка правильности слова (как комфорт или дискомфорт при виде написанного). Но, если в процессе письма происходит опора на слуховой образ (слово проговаривается), то возрастает вероятность неправильного написания, ведь во многих случаях русские слова пишутся не так как слышатся.
Т.о., раз основа правильного написания – это зрительный образ слова, то чтобы формировалась интуитивная стратегия письма, ученику необходимо:
Развивать способность к визуализации
Развивать зрительную память
Иметь возможность видеть большое количество правильно написанных слов
Как можно меньше иметь дело с неправильными написаниями
+ еще одно замечание – как правило, кто много читает, пишет грамотнее.
4. Выделив 2 стратегии грамотного письма – интуитивную и дискурсивную, мы сможем лучше понять многие ситуации, возникающие в школьном обучении.
С чем связан рост кол-ва ошибок в письменных работах при переходе из начальной школы в среднюю?
В начальной школе работала дискурсивная стратегия. В средней школе появляется много новых предметов, в центре внимания оказывается работа с новым содержанием. Записывание становится средством, а не предметом изучения, ученик использует уже интуитивную стратегию. А она складывается стихийно, в школе не уделяется специального внимания формированию интуитивной стратегии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.