Исследованиями опровергнуто также мнение и о связи между занятостью женщины вне дома и детской преступностью. Детскую преступность, по мнению многих авторов, стимулирует не безнадзорность детей, обусловленная пребыванием матери вне дома, а целый комплекс социальных причин, в том числе и внесемейных.
Итак, все вышеперечисленное убедительно доказывает необходимость и возможность для женщины иметь собственную жизнь, в том числе и трудовую, не ограничиваясь только воспитанием детей. Но государство должно помочь ей в этом. В мире имеется подобный опыт. Например, в Англии для указанных целей организованы занятия для взрослых, позволяющие им расширять круг своих профессиональных навыков (при оплате за обучение предоставляется 75%-я скидка). С помощью этих занятий женщины оказываются лучше подготовлены к будущей работе. По усредненным расчетам, дополнительные навыки и умения, которые женщина может предложить впоследствии при приеме на работу, как правило. дают ей возможность получать дополнительно 1 тыс. фунтов в год.
Очевидно, подобная система подготовки и переподготовки женщин-матерей должна существовать и у нас в стране, особенно при переходе к рынку. Дело социального работника - совместно со службой занятости помочь женщинам, желающим этого, в соответствующем профессиональном обучении с последующим трудоустройством на работу, в том числе на условиях неполного рабочего дня или рабочей недели, либо надомной работы.
4) социальный работник может оказать содействие родителям в выполнении воспитательных функций.
Пример родителей является эффективным средством воздействия, дети подражают им во всем, часто даже бессознательно. Поэтому очень важно подготовить родителей, помочь им стать настоящими воспитателями, ответственными за ребенка, оказать помощь в решении конкретных ситуаций, возникающих в процессе воспитания.
Социальный работник может помочь родителям и в таком вопросе, как воспитание детей и забота о них. Перед родителями очень часто встают, казалось бы, простые вопросы, на которые они тем не менее не находят ответа - например, как должен питаться ребенок, что для него полезно, а что вредно (в зависимости от состояния его здоровья); как быть с трехлетними и пятилетними детьми, когда они обнаруживают, что взрослые не всесильны и что набор наказаний у них ограничен; что делать, если подросток курит; как выявлять способности ребенка и нужно ли вообще это делать. Обследования показывают, что значительная часть взрослых не удовлетворены тем, как их самих воспитывали родители, - по крайней мере на вопрос: "Хотите ли Вы воспитывать своих детей так. как воспитывали Вас?" опрошенные, как правило, отвечали отрицательно. Родителям в большинстве случаев практически негде получить конкретный совет, как действовать в той или иной ситуации. Чаще всего они пытаются решить возникающие у них педагогические проблемы собственными силами (так поступают 20% опрошенных), обращаются за советом к своим родителям (13%), к соседям, друзьям, сослуживцам (2%).
Многодетная семья имеет как сильные, так и слабые стороны. Помощь социального работника должна быть нацелена именно на укрепление сильных и устранение слабых ее сторон. В первую очередь, очевидно, надо способствовать перераспределению функций в семье между родителями и детьми: многодетные родители должны разумно организовать свой быт, чтобы на старших детей не ложились все трудности по уходу за младшими братьями и сестрами, по ведению домашнего хозяйства, приобретению продуктов и т.д. Надо помочь семье создать равные возможности для всех детей.
Кроме того, необходимо наладить психологическую помощь родителям и детям с точки зрения адаптации к различного рода конфликтным ситуациям, возникающим в семье, сложностям постоянного пребывания "на публике" и т.п.
Социальный работник может помочь родителям в воспитании детей, организовав для них соответствующие курсы, лекции и практическое обучение. Можно выделить наиболее злободневные и актуальные темы занятий по просвещению родителей:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.