Исследование Я-образа при построении психокоррекционной программы от алкогольной зависимости, страница 12

Предлагаю использовать следующий вариант коррекционной программы. Это общий набор упражнений, дополнять и корректировать который терапевт может в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и динамики терапии.

1.  Релаксационный тренинг, как первая ступень коррекционной программы, для снижения торможения и для борьбы со специфическими страхами или тревожностью. Поскольку для человека с алкогольной зависимостью характерно постоянное скопление напряжения в трезвом состоянии, то первая ступень программы (релаксационный тренинг) позволит подготовить человека к дальнейшей работе, обеспечит более эффективную работу с подавляемыми импульсами. Помимо этого, человек самостоятельно в любое время сможет воспользоваться этим методом для регулирования процессов напряжения-расслабления по мере необходимости.

2.  Работа с тремя зонами осознания (гештальт-терапия). Во время проведения гештальтгрупп широко используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что принадлежит внутренней и внешней зонам (внутренняя зона – зона ощущений, возникающих внутри тела, внешняя зона – зона импульсов, поступающих из внешнего мира). Они ориентируют клиента на настоящее и формируют у него поведение по принципу «здесь и теперь». В гештальттерапии важно работать именно с процессом осознания. В этом случае клиент может осознавать те неотступные мысли, что теснятся на периферии его сознания, или внутренние преграды, мешающие самораскрытию. Человек учится дифференцировать реальные ощущения и собственные интерпретации по поводу. Позволяет исследовать границы собственного Я и внешнего мира.

3.  Работа с мечтами. В гештальттерапии фигуры и объекты не анализируются и не интерпретируются терапевтом, поскольку не имеют того универсального значения, которое имеют в психоанализе. Вместо этого работа с мечтами в гештальттерапии включает в себя два процесса: перенос мечты на реальную почву (описание в настоящем времени) и повторное присвоение отчужденных фрагментов личности (идентификация с каждым объектом своей фантазии). Таким образом, происходит осознание и одновременное интегрирование бессознательных компонентов личности.

4.  Следующий этап – принятие ответственности за самого себя. Человек с алкогольной зависимостью не может различать свои чувства, убеждения и чуждые идеи, которые были усвоены им, но не ассимилированы и не сделаны своими собственными (формальное Супер-Эго). Определить свои реальные ценности и научиться брать ответственность за свои поступки, высказывания поможет изменение средств коммуникации и структуры языка. В гештальттерапии поощряется непосредственное обращение к другому человеку в первом лице. Большое внимание уделяется использованию глаголов, в частности глагола «могу», а также к использованию глаголов с модальными словами «надо», «должен». Изменяя их на «хочу», «не хочу», «выбираю», человек принимает ответственность за свои мысли, действия и связанные с ними чувства. Также поощряется замена союза «но» союзом «и» (я хочу, но я боюсь (непреодолимое препятствие); я хочу и я боюсь (признание препятствия, но не непреодолимого)).

Таким образом, результатом терапии должна стать зрелая личность, человек, осознающий свои возможности, принимающий свои естественные бессознательные проявления, берущий ответственность за свои поступки. Формируются целостные представления о самом себе, о своих возможностях, и уход в алкогольные фантазии больше не является необходимым для того, чтобы поддерживать целостность своего Я.


ЛИТЕРАТУРА:

1.  Г. Амон. Психосоматическая терапия. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000 г.

2.  А. В. Барташев. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. – М.: Дело, 1999 г.

3.  Бодалев. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988г.

4.  П. Я. Гальперин. Введение в психологию: Учебное пособие для ВУЗов.– М.: «Книжный дом «Университет»», 1999 г.