Исследование Я-образа при построении психокоррекционной программы от алкогольной зависимости, страница 10

4.        общее соответствие вербальной картины, представленной испытуемыми и реальным событиям.

5.        адекватность оснований при выстраивании образа будущего.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ Я-ОБРАЗА.

Анализ ответов испытуемых помог сделать следующие обобщения:

         Неадекватная оценка собственных ресурсов (рассогласованность между заявляемыми и реальными возможностями). Нет адекватного образа себя в настоящем, испытуемые отказываются признавать свои проблемы. За ответами испытуемых трудно угадываются личные потребности, желания.

         Нет относительно четко сформированного образа себя в будущем, или образ формален, или строится без учета реальных возможностей (логически вытекает из первого и подтверждено исследованиями). Испытуемые легко уходили в фантазии о будущем, на уточняющие вопросы как они могли бы этого достичь, внятных ответов не было.

         Высокая социальная желательность и формальность ответов испытуемых (гипотетически указывает на высокую потребность в принятии).

При общей многословности испытуемые давали очень свернутые по содержанию ответы. В ряде литературных источников отмечается высокая раздражительность у лиц с алкогольной зависимостью, однако ответы испытуемых были демонстративно доброжелательны, хотя невербальные реакции иногда свидетельствовали о другом. Логически, формальность и социальная желательность ответов являются своеобразной защитой. Однако, экспериментатор воссоздал максимально доброжелательную, принимающую атмосферу, а, значит, реальной угрозы со стороны интервьюира не было. Можно сделать вывод о том, что защищающееся поведение является стереотипной реакцией на воздействия внешней среды. Согласно психоаналитической теории подобное поведение характерно для людей, слабо осознающих собственные границы, границы своего Я.

Особую сложность вызвало задание на ассоциации. Испытуемым было предложено назвать по 10 ассоциаций на то, как человек представляет себя («я настоящий»), и как, по его мнению, его видят другие («я глазами окружающих»). Нашу гипотезу подтверждает тот факт, что если испытуемые и могли дать несколько ассоциаций на то, каким его видят люди (формальные характеристики), то восприятие себя вызвало большие трудности (в большинстве случаев не было предложено ни одной ассоциации). Возможно это могло быть связано с тем, что обстановка не способствовала выполнению этого задания, требующего определенной доли расслабления. В этом случае подтверждается та часть теоретического конструкта, в которой указывается на постоянное напряжение в отсутствие алкоголя у лиц с алкогольной зависимостью имеющее не физиологическую, но психологическую природу, это не абстинентный синдром.

За ответами испытуемых с трудом угадывалась индивидуальность, этому можно найти несколько объяснений:

·  Испытуемые не имеют средств для самовыражения.

·  Испытуемые демонстрируют защитную стереотипную реакцию. Однако оснований демонстрации защитного поведения не было. Если это стереотипная реакция на любые вмешательства извне, то, согласно психоаналитическим представлениям, это говорит о слабых границах Я. А значит наша гипотеза подтверждается.

·  У испытуемых нет четких представлений о себе, о своих возможностях, потребностях, желаниях. Нет целостного сформированного Я-образа.

Таким образом, исследованиями была подтверждена гипотеза о несформированности Я-образа у людей, страдающих алкогольной зависимостью.


ВЫВОДЫ.

По результатам обоих исследований мы выяснили, что специфического неразрешенного конфликта, характерного для определенной стадии психосексуального развития не отмечалось. Однако было выявлено, что действительно имеет место измененность структуры личности. Используя психоаналитический конструкт, нам удалось смоделировать механизмы возникновения и развития алкогольной зависимости.

Супер-Эго испытуемых отличается формальностью, предположительно это связано с ошибками воспитания, отсутствием эмоциональных отношений между ребенком и родителем. Скорее всего, акцент в воспитании делался на систему запретов, отчего содержанием Супер-Эго стала не система принятых, усвоенных ценностей, а скорее, жестких норм и требований. Можно предположить, что изначально естественные потребности ребенка были фрустрированы, вместо этого поведение определялось жесткими требованиями, предъявляемые родителями. В результате этого, любые проявления Ид определялись как заведомо табуированные, несоответствующие нормам, а, следовательно, не имеющие права на жизнь. В итоге, у человека не сформировалось целостного самоощущения, представления о своих возможностях, потребностях, желаниях. Помимо этого над человеком постоянно давлеет бессознательное чувство вины, вызванное несоответствием требованиям Супер-Эго, проявляющееся напряжением, тревогой, дискомфортом.