…Событие, сильно повлиявшее на меня – это то, что я попал в двадцатку лидеров <Школы>, это дало мне стимул, хотя в первый день, когда стали говорить о рейтинге я подумал побороться и сделав быстрые расчеты – опустил себя в среднюю строку и посчитал что эта борьба не для меня. Эта неожиданность дала мне стимул жить по-другому, появилось желание учиться, что-то делать, жить дальше…
Терпиловский Юрий, 2003
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Имитационно-деятельностная игра «Стратегия»
Образовательный замысел игры
Игра «Стратегия» — это моделирование социально-экологической ситуации конкуренции различных потребителей природного ресурса и поиск ими эффективных эколого-сообразных стратегий взаимодействия. В игровой рефлексии возможно обращение участников игры к социально-экологической ситуации города Красноярска.
Участникам необходимо прогнозировать и оценивать результаты своих действий и их влияние на поведение других субъектов игры. Эта необходимость ведёт к рефлексивному осмыслению ситуации и может иметь последствиями пересмотр игровых правил и предложение новых, принципиально отличных от заданных. За новыми правилами могут скрываться новые смыслы и возможности соорганизации. Во время послеигровой рефлексии происходит оформление смыслов, появившихся в ходе игры, и значимых результатов.
Описание игровой ситуации
На берегу реки последовательно находится N предприятий перенумерованных вниз по течению. Для работы каждому из них необходима чистая вода, которую оно берет из реки и после каждого производственного цикла сбрасывает обратно вместе с отходами. Таким образом, к 1-му предприятию всегда поступает чистая вода, и если оно не очистило воду, 2-е получает воду однократного загрязнения, 3-е получает воду двукратного загрязнения и так далее. Предприятия могут установить фильтр на каждом отдельном производственном цикле. Причем очищать с его помощью они могут ту воду, которую собираются использовать или ту, которую уже использовали. Стоимость фильтра 10×k ден. ед., где k – кратность загрязнения воды. Для очистки воды Администрация города выделяет каждому предприятию средства пропорционально загрязнению воды, которую получает предприятие. Первому – 0 ден. ед., второму 10, …, k-тому – k×10-10 ден. ед.
Игра построена таким образом, что каждое предприятие стремится использовать эти средства более выгодным для себя способом.
Денежные ресурсы, выделенные предприятию для очистки воды, должны быть использованы именно в этот период. Не использованные (сэкономленные) средства откладываются на счет, но тратиться на очистку воды они больше ни могут. Они являются «прибыльным» ресурсом предприятия. Если предприятие не может запустить свое производство, то оно простаивает в течение одного цикла, а деньги, выделенные Администрацией, остаются на его счету. Предприятие объявляется банкротом после двукратного простоя.
Цель игры
Вывести участников игры на новый уровень мышления, путем перехода из позиции, в которой видится только собственная цель, а действие других предприятий (игроков) воспринимается как внешние факторы, в позицию, в которой они видят всех действующих субъектов, их действия, результаты, и выстраивают новые эффективные групповые стратегии.
Задача игры, декларируемая ведущим участникам игры
Ведущий говорит, что игровой задачей является достижение каждой группой максимальной экономической эффективности (установка на прибыль).
Комментарий. Он не указывает на коллективную стратегию как на необходимую.
Техническое обеспечение игры
Для проведения игры «Поток» необходимо:
1. Помещение – должно быть таким, чтобы игровые группы могли располагаться обособленно, но в пределах слышимости.
2. Ведущий, удерживающий содержательные моменты и обеспечивающий улавливание смыслов и рефлексию.
3. Доска (ватман) и маркеры – для визуализации результатов в таблице.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.