Философия добра
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Проблема добра и зла в философии Л. Толстого и Ф. Достоевского………………...…5
2. Проблема добра и зла в русской религиозной философии………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………………...……12
Введение
Проблема противостояния между добром и злом была в центре внимания видных философов и богословов уже давно.
Понятия «добро» и «зло» являются основополагающими понятиями аппарата не только этики и аксиологии, но философской антропологии, так как они отражают и общественные отношения, и ценностные императивы и категории человеческого познания. Особенно важным является то, что они определяют существование всего человечества в философском аспекте.
Философия всегда уделяла самое пристальное внимание к понятиям добра и зла, пытаясь помочь людям понять их сущность, как достичь добра и побеждать зло.
Различные школы мысли в зависимости от понимания законов развития, а также духовных потребностей определяется соотношением между добром и злом, предложили свои утверждения пути добродетели и борьбы пороков.
Проблема добра и зла является одной из «вечных» проблем, но, тем не менее, и сегодня она не потеряла своего значения как для индивида и для общества, мира в целом. Люди всегда ищут и ищут ответы на вопросы: что есть добро и зло? Какие стандарты добра и зла? Эти вопросы люди задают себе на протяжении всей истории своего существования.
Продолжая актуальность вопросов добра и зла привело к его формированию на самых ранних этапах истории философии. Речь идет о Сократе, Платоне, Аристотеле, Фоме Аквинскому, Лейбницу, Канту, Ницше и др.
Актуальность вопросов в наше время определяет текущее состояние мира, в котором есть эрозия ценностей народа.
В нашем обществе, осуществляется переоценка всех ценностей, вызванных непригодностью старых традиционных норм поведения. Другими словами, в настоящее время, по мнению многих исследователей, теряется смысл делать добро.
Моральные нормы, которые должны быть регуляторами поведения, воспринимаются как внешние, иногда отдельные от жизни и, следовательно, нереальные и ненужные.
Бессмысленность добра, в свою очередь происходит от бессмысленности человеческого существования, «свободного от метафизических и онтологических характеристик». Современный человек близоруко смотрит на своего существование в мире, не замечая метафизического существа, и, следовательно, ответственности за свое существование.
Все это свидетельствует о том, что проблема добра и зла является проблемой человека.
Проблема добра и зла в отечественной и зарубежной философии занимает отдельную нишу и является важным вопросом, однозначный ответ на этот вопрос до сих пор не получен, русская моральная философия нашла отражение в работах Достоевского и Толстого, основные аспекты этого вопроса можно проследить по ходу произведений вышеперечисленных авторов.
Русский моральная философия разработана на принципах веры в оригинальной доброты природы человека, в его способности к самосовершенствованию и нравственному развитию. Таким образом, оптимизм и гуманизм - российские нравственные учения.
Интересы человека как универсальных, племенных, космических существ, проявляются в оценках всех сфер жизни. Утопизм характерен для большинства отечественных моральных доктрин, стремясь служить основой для поиска вечных ценностей – истины и добра. Национальное чувство моральной философии является всесторонним анализом блага.
Проблему добра и зла видели русские писатели и мыслители девятнадцатого века Л.Н. Толстой и Достоевский, русские религиозные философы девятнадцатого и двадцатого века Н. Бердяева, С. Булгакова, И.А. Ильина, Лосского, Вл. Соловьева и др.
1.1 Проблема добра и зла в философии Л. Толстого и Ф. Достоевского
Проблема добра и зла и других связанных с этим вопросов не могли остаться в стороне от духовных исканий великих русских писателей и мыслителей девятнадцатого века, Льва Толстого и Федора Достоевского.
Этика Толстого характеризуется определенным рационализмом, строгостью, морализаторством, этическим максимализмом. Толстой доказывает возможность абсолютного добра в эмпирической жизни субъекта.
Отсюда его попытка создать этику, которая ближе к практике человеческого существования. Основная заповедь этики Толстого - устойчивость к злу насилия - направлена на создание условий для самоуничтожения и самоискания. [4, стр 45-46]
Личное сознание, по Толстому, создает отделение от мира, неспособность осмыслить абсолютные значения и абсолютные истины. В своих ограничениях она включает в себя только телесное существование.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.