Методические рекомендации для работы с философским текстом

Страницы работы

Содержание работы

Методические рекомендации для работы с философским текстом

1. Работа с текстом: выделить тему, проблему (ы), тезис (ы),

2. Определить тему: рассматриваемый предмет, которому посвящен текст. Например, тема может оответствовать понятию или понятиям, которое рассматривается.

3. Сформулировать философскую проблему: в повседневной жизни проблемой называют любое затруднение, т.е. то, что необходимо решить, преодолеть. Философская проблема должна содержать внутреннее противоречие, т.е. включать противостоящие друг другу утверждение и отрицание. Пример: Как определить человека: продукт природы или культуры?

 4. Сформулировать тезис: непосредственно связан с философской проблемой. Это предлагаемое решение проблемы. Сформулировать тезис текста по какой-либо проблеме - значит понять оригинальность философской позиции автора.

 5. Определить логику текста: текст имеет форму, определенную организацию, т.е. определенную логику. Части текста взаимосвязаны, обуславливая цельность текста.

 6. Выделить философские предпосылки: это совокупность утверждений, которые обосновывают тезис автора. Поднимая философскую проблему, автор утверждает или отрицает то или другое суждение. Надо выявить тезис, против которого выступает автор текста (роль общей культуры, знание эпохи).

7. Критический подход: выявить границы тезисы, противопоставляя ему другие утверждения. Использовать сравнительный анализ и показать, что в другой философской традиции  проблема может быть разработана по-другому. Критический подход - это результат методологического подхода.

 8. Понятия: выявление содержание понятий текста, их взаимосвязь В тексте, в отличие от словарей, чаще всего нет однозначного определения понятий. Понятие проясняется в соотношении с другими понятиями.

 9. Пример: любому примеру можно противопоставить другой пример. Это дополнительное вспомогательное средство/прием для понимания.

 10. Аргументация: найти основание тому, о чем идет речь. Это предпосылки, причины суждения заключения, суждения: подтверждающие формулировки, анализ противоположных аргументов (противопоставление), примеры, цитаты. Установить границы аргумента - это выявление следствий: "Если это так (аргумент), то имеет такие-то и такие-то следствия".

11. Выводы.

Примеры для работы:

1. Тезис: каждый человек философствует. Карл Ясперс: "Каждый человек в известной мере философ. Но великие умы  рождаются в потоке тысячелетий" Ребенку рассказывают о сотворении  мира. Бог создал небо, землю+ Мальчик: Что же было до начало? Мальчик узнал о бесконечной последовательности вопрошания.

 2. И. Кант. Антиномии чистого разума: 1) имеет ли мир начало во времени и границу в пространстве или нет; 2) есть ли в мире нечто неделимое и неизменное или нет; 3) все ли в мире причинно обусловлено или нет; 4) существует ли высшая причина мира или нет? Том 3. - С. 325.

3. В современном российском обществе возрастает социальная справедливость.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
27 Kb
Скачали:
0