Толстой настаивал, что добро самодавлеющее и не связано с другими абсолютными значениями - истина и красота. Таким образом, мораль - это наука, искусство и философия, она является автономной и устанавливает стандарты и процедуры для всех других областях жизни и духа.
Поэтому Толстой верил, все, что не связано с хорошим, не подлежит нравственным законам, которые должны быть «сброшены на корабль истории».
Искусство должно быть доступно для общественности и для всех, или его не быть вообще. С точки зрения Толстого, наука, как и искусство, начинается с лжи и обмана. Кроме того, наука в целом неправильно интерпретирует жизнь и ее смысл. Смысл истинной науки и философии подчеркивает Толстой « как сам человек , чтобы быть лучше и как жить лучше».
Толстой считал, что люди должны регулировать свою жизнь, как заповедями, так и единством теоретических и практических моральных требований. Если моральные нормы не совпадают с моральными действиями, люди делают зло. Так Толстой защищает этический максимализм: хорошо, если не полностью, это не хорошо.
Изучим отношение к добру и злу у Ф.М. Достоевского.
Исследование глубины человеческого сознания не является самоцелью для Достоевского, и поиск идеала, и социального и нравственного.
Основной философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» - граница между добром и злом. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в человеке. [9, стр 103]
В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и гуманен, он горячо любит свою сестру и всячески помогает людям.
В то же время он показывает крайний эгоизм, индивидуализм, насилие и жестокость. Раскольников совершает преступления всем на благо. Существует парадоксальная идея: поставить в основание зло и добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова.
В романе Достоевсого, Раскольников и Соня - противостояние между добром и злом. Соня проповедует добро, на основе христианского смирения, христианской любви к ближнему и ко всем тем, кто страдает.
Но даже в действиях Соня сама жизнь стирает грань между добром и злом. Она делает шаг полный христианской любви и доброты к ближнему - продает себя , чтобы не умереть с голоду больной мачехе и ее детям.
И себе, и своей совести, он наносит непоправимый вред. И снова у основания зло присущее добру.
Достоевский приходит к выводу, что идея исключает мораль основополагающих принципов общества, и это всегда ложно. Ложные идеи деления людей на нормальные и аномальные (которым все позволено). Ложные иде , что контрастирует цель и средства ее достижения, то есть благородная цель, и любые средства для ее достижения.
Признавая диалектику добра и зла, Достоевский показал, как раскрыть суть добра на разных уровнях его существования - и от частных лиц и сообществе, возможно, через свою противоположность, то есть зло.
Достоевский показывает, что добро и зло не могут быть разнесены далеко друг от друга, как добро и зло в человеке. Причины возможного зла в душе каждого человека.
Потеря нравственности в обществе, кажется, Достоевскому опасной, потому что зло позволяет легко манипулировать душой и приводит лишь к разрушению.
Эта потеря, кажется, Достоевскому опасной, превращающей людей в «человеческий материал» для уничтожения. Человека сокрушает потеря веры, долга, порядочности, пьянства и не в силах противостоять злу.
Отвергая зло как разрушительную силу, Достоевский четко знает, что он отвергает то, что существует на самом деле, имеет право расти и расширяться. Перед ним встал вопрос не только о власти, которая способна противостоять злу, но и вопрос о том, как жизнь вообще возможно, если зло, развивается в своем движении приводит к его разрушению. [8, стр 203]
Философское изучение проблем добра и зла Достоевского имеет глубоко личностный характер. Но это решает проблему для себя и для всех. Он убежден, что зло противостоит добру.
Интересно сопоставить эту максиму с мыслью Толстого о грехе, приводимую в "Круге чтения": "С грехом ссорься, с грешником мирись. Ненавидь дурное в человеке, а человека люби". Очевидно, что этика "абсолютной любви" Достоевского оказывается в данном случае более "ненасильственной", чем этика "непротивления злу" Толстого.
Достоевский – истинно русский писатель. Он страдал от реалий русской жизни, но и западный прогресс его не привлекал: не видел он там ни свободы, ни равенства.
Возможность бытия в России на основах добра он связывал с так называемой "русской идеей", суть которой заключается в том, что русскому народу в силу природных и исторически сложившихся в нем качеств суждено обновить мир — объединить "под своим крылом" "без захвата и насилия", только "убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.