Таким образом, как справедливо отметил Н.А. Бердяев, зло можно преодолеть только имманентно.
Зло это, прежде всего, потеря человеческой целостности. Злой человек - это несчастный человек, он должен жалеть, потому что он не был проведен, как человек.
Зло есть возвращение к хаосу, отказ от создания, и в то же время зло имеет положительное значение, так как оно питает себя высшую творческую силу во благо для их преодоления. [3, стр 180]
Философия добра и зла в настоящее время не является вопросом особой важности среди философов, так как эти вопросы потеряли свою важность в век технической революции, на первый план вышли совсем иные проблемы и вопросы, о добре и зле уже никто не размышляет глубоко, это кроме всего прочего зависит и от того, что совместно с вопросами добра и зла на второй план вышли проблемы религии и церкви.
Люди отдалились от доброго и прекрасного, и не обращают внимание на глубинные вопросы бытия и созидания хорошего в жизни, повседневной и на протяжении всего жизненного пути.
Таким образом, проблема добра и зла в русской религиозной философии в целом быть решена в духе христианской этики, что, естественно, вытекает из природы и характеристик русской философии XIX - начала ХХ вв.
Заключение
Русская философская антропология оценила сущность человека, в первую очередь как внимание на мир вечных, абсолютных значений. Соответственно, раскрытие добра и зла происходит через внутреннюю, нравственную природу человека, незаменимого в связи с понятиями «духовность», «совесть», «любовь» и др.
В связи с этим, категории «добро» и «зло» отражают не только субъективную ориентацию человеческой деятельности, действуя как психо - духовное состояние, но и цель, выраженная в абсолютных максимумах нравственной жизни человека.
«Добро» и «зло», как философские категории отражают сущность человеческого бытия, показывая что делает человека порочным, а что наоборот возвышает его духовную сущность и делает или добрым или злым. В отечественной философии существует большое количество трактовок двух этих философских категорий.
Специфика и тенденции адресации противостояние между добром и злом в русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века, основанной на предположении о преобладающей духовного над материальным, моральный, социальный и прагматичный над божественным над человеком.
Теодицеи русских философов XIX - н. XX вв. обладают современной социально-философской значимостью, прежде всего, как учения, вновь поставившие вопрос о добре и зле в обществе, о преобразовании общества посредством преобразования человеком своего внутреннего мира. Характерной чертой мировоззрения русских философов является лишение зла онтологического статуса, наличие религиозной идеи всеобщего спасения и философской идеи социального оптимизма.
Проблема добра и зла, связанная с ней проблема насилия, исследуемая отечественными мыслителями XIX - н. XX вв., привлекает внимание современных правоведов, юристов, политиков, поскольку проблема насилия в нашем обществе является одной из самых острых.
Духовные искания Л. Толстого, Ф. Достоевского, русских религиозных философов очень важны для осмысления и решения проблем социального зла, создания правовых основ общества, к чему стремится современная Россия.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2005. – 623 с.
2. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. - М.: Соратник, 1995. – 214 с.
3. Ефимов Г.И Проблема зла и насилия в нравственной философии Бердяева. М.: Лад, 1993 – 284 с.
4. Иванова А.А. Русская классическая философия: от Ф.М.Достоевского к И.А. Ильину. - М.: Диалог, 2007. – 429 с.
5. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. – М.: Даръ, 2006. – 480 с.
6. История философии: Запад — Россия — Восток. В 4 кн. Кн. 4. Философия XX века / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. — 448 с.
7. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. — М.: Академический проект, 2008. — 783 с.
8. Лазарева А.Н., Левицкий СС, Лосев А.Ф. Русская религиозная философия XIX - XX веков. - Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 2002. – 348 с.
9. Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. - М.: Проспект, 1999. – 228 с.
10. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – 218 с.
11. Шашков Н.И., Ерохина Л.Д. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 573 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.