Фрэнсис Фукуяма – американский философ японского происхождения. Некоторое время работал сотрудником отдела политического планирования госдепартамента США, специализировался сначала по Ближнему Востоку, затем по Европе. В настоящее время – профессор Школы углубленных международных исследований, директор международного развития SAIS, председатель редакционного совета журнала “Американские интересы».
В 1989 году Фукуяма опубликовал эссе на тему «Конец истории?», которое вызвало огромный резонанс в прессе. В своей работе Фукуяма делает вывод о том, что история человечества близится к своему логическому завершению.
Работа представляет несомненный интерес еще и потому, что большое внимание в ней уделяется процессам, происходящим в СССР, и весьма интересно спустя десять лет проанализировать насколько верными были прогнозы Фукуямы относительно нашей страны и ее перспектив.
Главная идея работы – триумф либеральной демократии и рыночной экономики.
Работа не случайно написана в 1989 году, т.к. конец истории Фукуяма связывал с окончанием «холодной войны» и распадом тоталитарной системы в странах Восточной Европы. Он считал, что эти события носят фундаментальный характер и в будущем возможно приведут к глобальным изменения в мировой системе отношений. Фукуямы считает, что мир возвращается к тому, с чего начался 20 век: не к предсказывавшемуся еще недавно «концу идеологии», а к неоспоримой победе экономического и политического либерализма. Он утверждает, что триумф западной идеи очевиден, т.к у либерализма не осталось каких-либо жизнеспособных альтернатив. Это проявляется, в частности, в тех реформах, которые охватили многие страны, где раньше были сильны коммунистические идеи; в распространении по всему миру западной потребительской культуре.
Фукуяма утверждал, что эти процессы не просто символизируют окончание периода всемирной истории, они означают «конец истории как таковой, завершение идеологической эволюция человечества». И хотя идеи либерализма не одержали победу в материальном мире, но самое главное, по мнению Фукуямы, либерализм победил в сознании людей. Но, как считает Фукуяма, идеальный мир, в конечном итоге, определит материальный мир.
Рассуждая о конце истории, Фукуяма задается вопросом: есть ли какие-либо противоречия, которые не смог бы разрешить либерализм, но которые бы оказались разрешимы в рамках альтернативного политико-экономического устройства? По мнению Фукуямы, в 20 веке либерализму были противопоставлены две альтернативные идеи: фашизм и коммунизм, но обе они потерпели крах. Фашизм, опиравшийся на идею национальной исключительности, оказался погребен под руинами рейхстага и бомбами в Хиросиме и Нагасаки. Идея фашизма погибла не только материально, но и на уровне сознания.
Коммунизм представлял собой более серьезную угрозу либеральной идее, т.к именно он, согласно марксизму, мог разрешить главное противоречие – между трудом и капиталом. Но и эта идея, как считает Фукуяма, потеряла привлекательность для населения в последнее время. Об этом свидетельствуют результаты выборов в европейских странах и США, буржуазное общество с его ценностями уже не подвергается резкой критике. Ценности западного общества получили распространение по всему миру.
Значительно усилились позиции либерализма в азиатском регионе, где после первой мировой войны они были очень слабыми, что Фукуями считает важным для мирового политического развития в целом. Факт, что существенные элементы экономического и политического либерализма привились в уникальных условиях японских традиций и институций, по-мнению Фукуямы, свидетельствует об их способности к выживанию и свидетельствует о триумфе либеральных идей. Япония стала стартовой площадкой, через которую Азия приобщилась к западной культуре потребления. Экономические успехи Японии Фукуяма связывает с распространением либеральных ценностей. Вслед за Японией пошла Южная Корея. Но особенно важными считает Фукуяма сдвиги в Китае, т.к. именно там были сильны коммунистические идеи. Именно Китай, согласно теории Фукуямы, составлял альтернативу либерализму в Азии. Анализируя события последнего десятилетия в Китае, он делает вывод о несомненной либерализации общества и открытости китайской экономики.
Но самыми важными событиями, свидетельствующим о триумфе либерализма, Фукуяма считает перестройку в СССР. В 1989 году экономические успехи СССР были незначительны, наиболее важными Фукуяма считал изменения, происходящие в сознании. Изменения, происходящие в СССР, Фукуяма объясняет не как результат материальных проблем, поставивших страну с ее плановой экономикой в тупик, а как смену идеологий, результат изменений в сознании людей, переоценку ценностей. С точки зрения Фукуямы, изменения, происходящие в политической системе в 1989 году недостаточны, чтобы говорить о либерализме в полном смысле этого слова, но для него важна сама тенденция. Тот курс, который провозгласила наша страна в период перестройки по его мнению никак не совместим с идеями марксизма-ленинизма. Фукуяма высказывает сильное сомнение, что в обозримом будущем демократические ценности окончательно укрепятся в СССР, но для него это не является принципиально важным, главное, что у либерализма нет серьезной альтернативы.
В своей работе Фукуяма ставит вопрос: а возможно ли в дальнейшем будущем появление новой идеологи, способной конкурировать с либерализмом? В качестве альтернативы Фукуяма рассматривает религию и национализм. Всплеск религиозного фундаментализма Фукуяма рассматривает как уход от бездуховности потребительской культуры западного общества, но при этом не считает, что религия способна решить эту проблему.
В 20 веке явно наблюдается всплеск национализма. С ним связаны 2 мировые войны, а также конфликты в послевоенной Европе и Азии. Но по мнению Фукуямы национализм не может составить серьезную конкуренцию либерализму, т.к он неоднороден и не имеют под собой четкой идеологической основы. Да и сам факт возникновения националистических течений в странах, Фукуяма объясняет недостаточным либерализмом в этих странах.
Распространение либеральных идей ведет к изменению внешнеполитического курса государств и создает новую систему международных отношений, которая делает невозможным возврат к прежним планам экспансии. В основе новой системы международных отношений лежат экономические интересы и отсутствует идеологическое обоснование для межнационального конфликта. По мнению Фукуямы на планете останутся отголоски национализма в разных регионах. Какие-то народы по-прежнему будут считать себя ущемленными, но для серьезного конфликта нужны серьезные государства, но они то как раз уходят с исторической сцены.
По мнению Фукуямы конец истории печален; на первый план выходит экономический расчет, необходимость решения глобальных проблем, удовлетворение растущих потребностей человечества. Но вместе с тем, Фукуяма размышляет о том, что возможно история предпримет еще один старт, именно поэтому название своей работы он дает в вопросительной форме: «Конец истории?».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.