Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Петербургский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «Автоматика и телемеханика на железных дорогах»
Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера
в системе диспетчерского управления «Диалог»
Методические указания к лабораторной работе по дисциплине
«Диспетчерская централизация»
Санкт-Петербург 2008
УДК 656.254:681.51
ББК 0275.773
М23
|
В методических указаниях рассмотрены принципы построения автоматизированных систем диспетчерского управления движением поездов, работа поездного диспетчера на автоматизированном рабочем месте и основные задачи поездного диспетчера при управлении движением поездов.
Издание предназначено для студентов, обучающихся по государственному образовательному стандарту направления 657700 (190400) «Системы обеспечения движения поездов» специальности 210700 (190402) «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте».
© Манаков А. Д., 2008
© Петербургский государственный
университет путей сообщения, 2008
1. Принципы построения автоматизированных систем
диспетчерского управления
Применение современных систем диспетчерского управления движением поездов призвано освободить диспетчера от рутинных операций (ведения исполненного графика, разработки плана-графика движения поездов, приготовления маршрутов поездов и др.), а также обеспечить весь оперативно-диспетчерский и руководящий персонал дорог своевременной и достоверной информацией о перемещаемых передвижных единицах.
Работающие на железнодорожном транспорте поездные диспетчеры участков и узлов (ДНЦ, ДНЦУ) являются непосредственными организаторами выполнения плана поездной и грузовой работы на участке или узле. Основными конечными целями их деятельности являются: выполнение заданных размеров движения поездов на участке и узле; обеспечение приема поездов с соседних участков, своевременное отправление поездов со станций; соблюдение требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкций по движению поездов и маневровой работе, Инструкции по сигнализации на железных дорогах; обеспечение безопасного пропуска пассажирских и пригородных поездов по расписанию и др.
Для достижения этих целей ДНЦ и ДНЦУ обязаны выполнять следующие функции: оценка и прогноз положения на участке (при приеме дежурства и при получении информации о сбоях); оперативное планирование пропуска поездов по участку; планирование, организация и контроль работы с местными поездами и вагонами на участке; текущее планирование порядка пропуска поездов по участку (при возникновении отклонения от графика и сбоев); обмен сведениями о подходе поездов с ДНЦ соседних участков; организация и контроль пропуска поездов по участку; ведение графика исполненного движения; выдача и регистрация диспетчерских приказов; организация и контроль ремонтных работ на участке с предоставлением «окон» (при наличии приказа на предоставление «окон»); контроль выполнения сменно-суточного плана поездной и грузовой работы участка; ввод и корректировка информации; ответы на запросы системы (о номерах поездов, причинах опозданий и др.).
Для повышения производительности труда поездного диспетчера, качества его регулировочной деятельности, освобождения диспетчера от рутинных операций и перехода к безбумажной технологии автоматизированного диспетчерского управления работой участка (узла) целесообразно автоматизировать функции, на выполнение которых в целом затрачивается 50–75 % рабочего времени: ведение графика исполненного движения поездов; ведение приложения к графику (получение и запись данных о составах поездов); оперативная разработка плана-графика движения поездов и его текущие корректировки (разработка прогнозного графика; составление, передача и регистрация диспетчерских приказов; приготовление маршрутов для поездов на станциях участков; получение и передача информации о подходах поездов.
Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) поездных и узловых диспетчеров на базе компьютерных систем автоматического снятия информации о перемещении подвижных единиц с устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) станций и перегонов, создание связи их с автоматизированной системой оперативного управления перевозок (АСОУП) и автоматизированной системой управления сортировочной станции (АСУСС), локальных вычислительных сетей позволяет обеспечить весь оперативно-диспетчерский и руководящий персонал отделений и дорог своевременной и достоверной информацией о поездной работе на всем управляемом полигоне в реальном масштабе времени с 2–5-секундным отставанием от момента фактического совершения события на станции или перегоне.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.