Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера в системе диспетчерского управления «Диалог»: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Диспетчерская централизация», страница 3

Автоматизированная деятельность поездного (узлового) диспетчера по управлению эксплуатационной работой на участке (узле) имеет многофунк­циональный характер, – этим обусловлен широкий состав технических средств на АРМ диспетчера и большой набор разнообразных модулей специального про­граммного обеспечения (СПО) для автоматизации функций и информацион­ного обеспечения диспетчера, а также для связи АРМ с управляемым участ­ком и с различными информационно-справочными системами.

АРМ поездного (узлового) диспетчера предназначено для осуществления управляющей деятельности в реальном масштабе времени. Отсюда – повышенные требования к параметрам надежности функционирования КТС и СПО АРМ.

Размещение КТС на АРМ ДНЦ (ДНЦУ) должно осуществляться с учетом эргономических требований: должны быть обеспечены хорошие информационные, физические, зрительные и слуховые связи оператора с оборудованием, а при необходимости – с другими операторами; создано достаточное рабочее про­странство для осуществления оператором всех необходимых движений и пе­ремещений в процессе трудовой деятельности; оптимально размещены рабо­чие места в производственном помещении, а также предусмотрены проходы для работающих людей; создана надежная индикация отказов аппаратуры и ее питания; обеспечено наличие необходимых инструкций и предупреди­тельных знаков; определены допустимые значения факторов рабочей среды (освещение, шум и др.).

Для станций, находящихся на телеуправлении, схема станции должна умещаться на экране. Диспетчер должен иметь возможность видеть весь участок. Эле­менты схемы должны иметь размер, позволяющий четко различать их со­стояние при заданном режиме и размере монитора. Аварийные состояния элементов схемы отображаются красным или мигающим красным цветом. Названия элементов схемы – надписями различных цве­тов и размеров, которые должны легко читаться и не сливаться на экране.

Условия труда диспетчеров должны соответствовать требованиям к ви­деодисплейным терминалам (ВДТ) и персональным ЭВМ (ПЭВМ).

Площадь одного рабочего места с ВДТ и ПЭВМ должна быть не менее 6,0 м2; объем – не менее 20,0 м3; высота помещения – не менее 4 м.

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения документов должна быть 300–500 лк. Допускается установка светильников местного ос­вещения для подсветки документов.

Рабочие места должны размещаться в изолированных кабинетах с органи­зованным воздухообменом. Поскольку работа диспетчерского аппарата тре­бует высокой концентрации внимания, рабочие места следует изолировать перегородками высотой 1,5–2,0 м.

Экран видеомонитора должен находиться на опти­мальном расстоянии 600–700 мм от глаз пользователя, но не ближе 500 мм, с учетом размеров ал­фавитно-цифровых знаков и символов.

Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100–300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной регули­руемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столеш­ницы.

При 12-часовой рабочей смене диспетчера регламентированные пере­рывы должны устанавливаться через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 мин каждый, а в течение последних 4 часов работы – каждый час, продолжительностью 15 мин.

В конце рабочего дня диспетчерам показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комнатах психологической раз­грузки).

2. Общие сведения об автоматизированной системе

диспетчерского управления «Диалог»*

Система «Диалог» предназначена для управления движением поездов на одно- и многопутных участках железнодорожных линий, в железнодорожных узлах и на соседних с базовой станциях.