Автоматизированная деятельность поездного (узлового) диспетчера по управлению эксплуатационной работой на участке (узле) имеет многофункциональный характер, – этим обусловлен широкий состав технических средств на АРМ диспетчера и большой набор разнообразных модулей специального программного обеспечения (СПО) для автоматизации функций и информационного обеспечения диспетчера, а также для связи АРМ с управляемым участком и с различными информационно-справочными системами.
АРМ поездного (узлового) диспетчера предназначено для осуществления управляющей деятельности в реальном масштабе времени. Отсюда – повышенные требования к параметрам надежности функционирования КТС и СПО АРМ.
Размещение КТС на АРМ ДНЦ (ДНЦУ) должно осуществляться с учетом эргономических требований: должны быть обеспечены хорошие информационные, физические, зрительные и слуховые связи оператора с оборудованием, а при необходимости – с другими операторами; создано достаточное рабочее пространство для осуществления оператором всех необходимых движений и перемещений в процессе трудовой деятельности; оптимально размещены рабочие места в производственном помещении, а также предусмотрены проходы для работающих людей; создана надежная индикация отказов аппаратуры и ее питания; обеспечено наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков; определены допустимые значения факторов рабочей среды (освещение, шум и др.).
Для станций, находящихся на телеуправлении, схема станции должна умещаться на экране. Диспетчер должен иметь возможность видеть весь участок. Элементы схемы должны иметь размер, позволяющий четко различать их состояние при заданном режиме и размере монитора. Аварийные состояния элементов схемы отображаются красным или мигающим красным цветом. Названия элементов схемы – надписями различных цветов и размеров, которые должны легко читаться и не сливаться на экране.
Условия труда диспетчеров должны соответствовать требованиям к видеодисплейным терминалам (ВДТ) и персональным ЭВМ (ПЭВМ).
Площадь одного рабочего места с ВДТ и ПЭВМ должна быть не менее 6,0 м2; объем – не менее 20,0 м3; высота помещения – не менее 4 м.
Освещенность на поверхности стола в зоне размещения документов должна быть 300–500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов.
Рабочие места должны размещаться в изолированных кабинетах с организованным воздухообменом. Поскольку работа диспетчерского аппарата требует высокой концентрации внимания, рабочие места следует изолировать перегородками высотой 1,5–2,0 м.
Экран видеомонитора должен находиться на оптимальном расстоянии 600–700 мм от глаз пользователя, но не ближе 500 мм, с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100–300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
При 12-часовой рабочей смене диспетчера регламентированные перерывы должны устанавливаться через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 мин каждый, а в течение последних 4 часов работы – каждый час, продолжительностью 15 мин.
В конце рабочего дня диспетчерам показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комнатах психологической разгрузки).
2. Общие сведения об автоматизированной системе
диспетчерского управления «Диалог»*
Система «Диалог» предназначена для управления движением поездов на одно- и многопутных участках железнодорожных линий, в железнодорожных узлах и на соседних с базовой станциях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.