ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ И БЮРОКРАТИИ НА РАЗВИТИЕ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Шатковская А.О.,
научный сотрудник Института
социально-экономических стратегий
журнал «Теория и практика управления», №3, 2004 г.
При разработке стратегий реформирования на этапе перехода стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза к рыночной экономике основной задачей было уменьшить и переориентировать роль государства в экономике. Стратегии либерализации и приватизации были направлены на то, чтобы изменить взаимоотношения между государством и отдельными предприятиями путем перехода от командных методов к рыночным механизмам. В то же время мало внимания уделялось обратной стороне этого процесса, а именно тому, как фирмы влияют на государство.
В результате возникло немало могущественных компаний, которые стали оказывать влияние на проведение реформ, формирование законодательной базы, работу экономических и политических институтов, а также правительств стран с переходной экономикой. Коррупция стала неотъемлемой чертой этих стран.
Для того, чтобы эмпирически исследовать различные типы взаимоотношений между фирмами и государством, определить как эти взаимоотношения в конечном счете влияют на эффективность работы фирм и на роль государства Всемирным банком совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) было проведено исследование, обзор которого представлен в данной статье.
Проведенный анализ основывался на данных опроса BEEPS (Исследование бизнес среды и деятельности предприятий) за 1999 год, целью которого было определить основные препятствия развитию бизнеса в 22 странах с переходной экономикой.
Опросник был разработан совместно Всемирным банком и офисом главного экономиста ЕБРР. Данные собирались путем интервьюирования менеджеров высшего звена или владельцев фирм в следующих странах: Албании, Армении, Азербайджане, Беларуси, Болгарии, Хорватии, Чешской республики, Эстонии, Грузии, Венгрии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Литве, Молдове, Польше, Румынии, Российской Федерации, Словакии, Словении, Украине и Узбекистане.
В каждой из стран было опрошено 125-150 фирм. В России, Польше и Украине число опрошенных фирм превысило 250. Фирмы для опроса были отобраны таким образом, чтобы они наиболее полно отражали экономику страны. При этом принимались во внимание такие характеристики, как форма собственности, размер фирмы, отрасль, место расположения и др.
Опрос BEEPS включал в себя вопросы, позволяющие выделить 3 типа взаимоотношений между фирмой и государством:
· Административная коррупция: незаконные платежи государственным чиновникам с целью внесения изменений в установленные государством нормы административного права, касающиеся деятельности фирмы.
· «Захват государства» (англ. state capture): незаконные платежи государственным чиновникам с целью повлиять на формирование законов, правил, норм или указов государственных институтов.
· Влияние: влияние фирм на формирование законов, правил, норм или указов государственных институтов не прибегая к незаконным платежам государственным чиновникам.
Ключевое различие между этими тремя типами взаимоотношений состоит в распределении дохода, получаемого в результате каждого из этих взаимоотношений. В первом случае выигрывают государственные чиновники, во втором выгода распределяется между фирмами и принимающими взятки чиновниками, в третьем же случае основную выгоду получает фирма, имеющая влияние на принятие необходимых ей решений.
Конечно, эти три типа взаимодействия зачастую пересекаются. Кроме того, некоторым фирмам удается избежать всех трех типов подобных взаимоотношений с государством, хотя, как показало исследование, таких фирм очень мало. Тем не менее, в результате проведения опроса стало возможным описать последствия таких взаимоотношений, как для отдельных фирм, так и для страны в целом.
Для начала рассмотрим административную коррупцию.
Для определения уровня административной коррупции представителей опрашиваемых фирм просили оценить долю годового дохода, которую их фирмы выплачивают в качестве неофициальных платежей государственным чиновникам для того, чтобы уладить свои проблемы.
В таблице 1 представлены невзвешенные средние, характеризующие общую сумму выплаченных взяток по странам.
Таблица 1. Показатели административной коррупции.
Страна |
Административная коррупция |
Албания |
4,0 |
Болгария |
2,1 |
Хорватия |
1,1 |
Чехия |
2,5 |
Эстония |
1,6 |
Венгрия |
1,7 |
Латвия |
1,4 |
Литва |
2,8 |
Польша |
1,6 |
Румыния |
3,2 |
Словакия |
2,5 |
Словения |
1,4 |
Среднее по Восточной Европе |
2,2 |
Армения |
4,6 |
Азербайджан |
5,7 |
Беларусь |
1,3 |
Грузия |
4,3 |
Казахстан |
3,1 |
Кыргызстан |
5,3 |
Молдова |
4,0 |
Россия |
2,8 |
Украина |
4,4 |
Узбекистан |
4,4 |
Среднее по СНГ |
3,7 |
Среднее по всем странам |
3,0 |
Результаты показали значительное различие в уровне административной коррупции от 2% годового дохода в странах Восточной Европы до 5% в некоторых странах СНГ. Кроме того, существует и разница в пределах каждого из регионов. Так среднее по СНГ является таким высоким в основном благодаря очень высокому уровню коррупции в странах Кавказа и Кыргызстана. Показатели по другим странам СНГ более-менее сравнимы с показателями стран Восточной Европы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.