В отличие от административной коррупции, определение уровня «захвата государства» – более сложный процесс. Одной из ключевых проблем его измерения является то, что величина зависимости государственных институтов не обязательно является функцией от количества фирм, вовлеченных в «захват государства». Случается, что один крупный монополист может создать более высокий уровень «захвата государства» чем большое количество менее влиятельных фирм. Поэтому для того, чтобы сравнить страны по данному показателю, необходимо определить:
1) Долю фирм в каждой стране, на которые прямое влияние оказывают законы, указы, нормы, «купленные» на взятки государственным чиновникам (индекс «захвата экономики»).
2) Долю «фирм-захватчиков» т.е. тех, которые сообщили, что осуществляли незаконные платежи государственным чиновникам с целью повлиять на формирование законов, правил, норм или указов государственных институтов.
Индекс «захвата экономики» представлен в Таблице 2 как невзвешенное среднее данных по 6 видам деятельности. Числа в таблице показывают, какой процент фирм в каждой стране испытывает прямое влияние этих видов деятельности на их бизнес.
Таблица 2. Показатели «захвата государства»(% фирм имеющих отношение к «оплате»…..)
Страна |
Законы парламента |
Указы президента |
Центральный банк |
Криминальные суды |
Коммерческие суды |
Финансирование партий |
Индекс «захвата экономики» |
Классификация |
Албания |
12 |
7 |
8 |
22 |
20 |
25 |
16 |
Низкий |
Армения |
10 |
7 |
14 |
5 |
6 |
1 |
7 |
Низкий |
Азербайджан |
41 |
48 |
39 |
44 |
40 |
35 |
41 |
Высокий |
Беларусь |
9 |
5 |
25 |
0 |
5 |
4 |
8 |
Низкий |
Болгария |
28 |
26 |
28 |
28 |
19 |
42 |
28 |
Высокий |
Хорватия |
18 |
24 |
30 |
29 |
29 |
30 |
27 |
Высокий |
Чехия |
18 |
11 |
12 |
9 |
9 |
6 |
11 |
Низкий |
Эстония |
14 |
7 |
8 |
8 |
8 |
17 |
10 |
Низкий |
Грузия |
29 |
24 |
32 |
18 |
20 |
21 |
24 |
Высокий |
Венгрия |
12 |
7 |
8 |
5 |
5 |
4 |
7 |
Низкий |
Казахстан |
13 |
10 |
19 |
14 |
14 |
6 |
12 |
Низкий |
Кыргызстан |
18 |
16 |
59 |
26 |
30 |
27 |
29 |
Высокий |
Латвия |
40 |
49 |
8 |
21 |
26 |
35 |
30 |
Высокий |
Литва |
15 |
7 |
9 |
11 |
14 |
13 |
11 |
Низкий |
Молдова |
43 |
30 |
40 |
33 |
34 |
42 |
37 |
Высокий |
Польша |
13 |
10 |
6 |
12 |
18 |
10 |
12 |
Низкий |
Румыния |
22 |
20 |
26 |
14 |
17 |
27 |
21 |
Высокий |
Россия |
35 |
32 |
47 |
24 |
27 |
24 |
32 |
Высокий |
Словакия |
20 |
12 |
37 |
29 |
25 |
20 |
24 |
Высокий |
Словения |
8 |
5 |
4 |
6 |
6 |
11 |
7 |
Низкий |
Украина |
44 |
37 |
37 |
21 |
26 |
29 |
32 |
Высокий |
Узбекистан |
5 |
4 |
8 |
5 |
9 |
4 |
6 |
Низкий |
Невзвешенное среднее |
21 |
18 |
23 |
18 |
18 |
20 |
20 |
На основании величины индекса все страны с переходной экономикой могут быть разделены на две группы – с высоким и низким индексом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.