Если рассматривать общий рост продаж по всем фирмам, то для стран с высоким индексом «захвата экономики» он составляет 11,1%, а для стран с низким индексом – 21, 4%. Из этого следует, что «захват экономики» в целом явление негативное для любой страны.
В отличие от вышеупомянутого типа взаимодействия фирмы с государством, использование административной коррупции не приносит значительной выгоды фирмам не зависимо от того, к какой группе относится страна, в которой работает данная фирма.
В целом анализ показал, что высокий уровень «захвата государства» в экономике существенно связан с более низкими уровнями и роста продаж, и инвестиций на уровне фирмы. Выгоды, получаемые фирмами-«захватчиками» в таких странах влекут негативные последствия для всех других фирм.
Ранее уже было упомянуто, что в определенной мере «захват государства» мотивируется ненадежностью прав собственности и контрактных прав. Значит ли это, что, действуя методами «захвата», фирмы смогут в будущем исправить ситуацию? Анализ показал, что фирмы-«захватчики» смогли сделать то, что не удалось недавно созданным и приватизированным фирмам, а именно, завоевать со временем защиту своих прав на собственность. В отличие от них, влиятельные фирмы, которые начали свою деятельность в условиях большей надежности своих прав, со временем не смогли улучшить ситуацию.
Последний аспект, на котором хотелось бы остановиться, это взаимосвязь между уровнем гражданских прав, свобод и уровнем «захвата».
В Таблице 4 представлен индекс гражданских прав, свобод. Каждая страна оценивалась по шкале от 1 (наиболее свободная) до 7 (наименее свободная). Данный индекс ежегодно подсчитывается, начиная с 1972 года. В данной таблице использовался средний показатель за 1997-1999 гг.
Таблица 4. Индекс гражданских прав и свобод, 1997-1999 гг.
Страна |
Отсутствие гражданских прав и свобод |
Албания |
4,3 |
Армения |
4,0 |
Азербайджан |
4,3 |
Беларусь |
6,0 |
Болгария |
3,0 |
Хорватия |
4,0 |
Чехия |
2,0 |
Эстония |
2,0 |
Грузия |
4,0 |
Венгрия |
2,0 |
Казахстан |
5,0 |
Кыргызстан |
4,3 |
Латвия |
2,0 |
Литва |
2,0 |
Молдова |
4,0 |
Польша |
2,0 |
Румыния |
2,3 |
Россия |
4,0 |
Словакия |
3,3 |
Словения |
2,0 |
Украина |
4,0 |
Узбекистан |
6,0 |
Сравнив эти данные с индексом «захвата экономики», можно увидеть, что зависимость между этими двумя индексами нелинейная. Это значит, что уровень «захвата экономики» не определяет полностью степень реализации гражданских прав и свобод. С одной стороны, либерализация общества дала возможность фирмам использовать различные формы взаимодействия с государством, а с другой стороны, при достижении определенного уровня развития гражданского общества становится возможным сдерживать уровень «захвата экономики».
Если подытожить результаты исследования, то можно сделать следующий вывод. При проведении реформ в странах с переходной экономикой необходимо сместить акценты на взаимодействие фирм с государством. Следует попытаться определить такую стратегию, при которой фирмы в процессе предпринимательской деятельности начнут действовать легитимными методами, не прибегая к коррупции и влиянию.
В данной статье были освещены лишь основные моменты исследования, проведенного специалистами Всемирного банка и ЕБРР. Полный вариант этой работы, который включает в себя описание построения эконометрической модели, использованной для анализа, а также другие исследования на данную тематику можно найти на сайтах:
http:/www.worldbank.org/wbi/governance/;
http:/www.worldbank.org/research/workingpapers/.
Литература:
1. Joel S. Hellmann, Geraint Jones, Daniel Kaufmann. 2000. «Seize the State, Seize the Day»: State capture, Corruption and Influence in Transition. World Bank Policy Research Working Paper No.2444: Washington D.C.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.