Как можно увидеть, в группу стран с низким индексом «захвата государства» попали как страны, где реформы прошли наиболее удачно, так и наименее преуспевшие в реформировании экономической и политической системы страны. Что касается первых, то совсем не удивительно, что индекс «захвата государства» у них низкий. Относительно же таких стран как Беларусь и Узбекистан единственным объяснением низкого индекса может быть тот факт, что частный сектор этих стран остается незначительным, до сих пор действуют элементы командной системы и политические режимы являются авторитарными. В подобных странах влияние частного сектора на государство минимальное.
Что касается стран с высоким индексом «захвата государства», то их можно назвать частичными реформаторами, как в сфере политических, так и экономических преобразований. Достигнув некоторых успехов, связанных с приватизацией и либерализацией, эти страны уделяли мало внимания институциональным реформам.
Следующим шагом было определение фирм- «захватчиков», то есть тех, которые непосредственно платят государственным чиновникам с целью повлиять на принятие законов и др. нормативных актов. Доля подобных фирм по странам представлена в Таблице 3.
Осталось определиться с третьим типом взаимоотношений между фирмами и государством, а именно влиянием.
Показатель влияния основывается на собственной оценке фирм своей способности влиять на содержание законов, правил, норм или указов, напрямую связанных с их деятельностью. К такому влиянию не относятся какие-либо платежи государственным чиновникам. Как мы видим из Таблицы 3 доля влиятельных фирм в странах с переходной экономикой очень незначительная.
Казалось бы, между «захватом государства» и влиянием много общего. Оба эти типа взаимодействия представляют собой попытки повлиять на содержание нормативно-правовых актов, но при этом прибегают к разным методам. Тем не менее, из 343 фирм-«захватчиков» и влиятельных фирм, только 21 фирма признала, что прибегает к обоим типам взаимодействия с государством. Из этого можно сделать вывод, что «захват государства» и влияние являются альтернативными стратегиями взаимоотношения с государством для небольшого количества фирм с возможностью влиять на правовую и регулятивную среду государства.
Таблица 3. Фирмы-«захватчики» и влиятельные фирмы
Страна |
Фирмы-«захватчики», % |
Влиятельные фирмы, % |
Албания |
11 |
4 |
Армения |
7 |
3 |
Азербайджан |
24 |
1 |
Беларусь |
2 |
5 |
Болгария |
11 |
8 |
Хорватия |
10 |
12 |
Чехия |
7 |
8 |
Эстония |
5 |
11 |
Грузия |
8 |
8 |
Венгрия |
4 |
3 |
Казахстан |
6 |
4 |
Кыргызстан |
7 |
7 |
Латвия |
14 |
14 |
Литва |
14 |
5 |
Молдова |
12 |
14 |
Польша |
9 |
3 |
Румыния |
13 |
9 |
Россия |
9 |
7 |
Словакия |
12 |
4 |
Словения |
10 |
3 |
Украина |
12 |
14 |
Узбекистан |
2 |
4 |
Невзвешенное среднее |
9 |
7 |
Какие же факторы влияют на склонность фирм вступать в эти три типа взаимоотношений с государством? Насколько этот выбор связан с характеристикой самой фирмы и экономической средой, в которой она работает? Для того, чтобы ответить на эти вопросы был проведен эконометрический анализ, с помощью которого удалось установить влияние на выбор фирмой стратегии взаимоотношений с государством следующих факторов:
1) Размер фирмы. Все фирмы были разделены на малые (до 50 чел.), средние (от 50 до 500 чел.) и крупные (более 500 чел). Как и следовало предположить, результаты анализа показали, что крупные фирмы чаще всего прибегают к влиянию и «захвату государства», при этом доля взяток в их годовом доходе гораздо меньше, чем у небольших фирм. Административная коррупция характерна для малых фирм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.