Для электродвигателей напряжением 6-10 кВ пусковой ток для начального периода пуска рассчитывают без учета активного сопротивления двигателя и питающей сети. С учетом этих допущений ток при пуске двигателя через трансформатор от шин бесконечной мощности в относительных единицах
, о.е., (4.1)
где – напряжение на шинах бесконечной мощности, принимается равным 1,05, о.е.;
– сопротивление двигателя, о.е.;
– сопротивление сети от шин бесконечной мощности до места подключения двигателя, о.е.
Пусковой момент двигателя в начале пуска должен быть на 20…30 % больше момента сопротивления механизма в неподвижном состоянии и не менее чем на 10 % больше на всем промежутке разгона.
, о.е., (4.2)
где – кратность пускового момента двигателя, о.е.; – момент сопротивления механизма в неподвижном состоянии, о.е.;
Если прямой пуск недопустим, последовательно с двигателем включают пусковое сопротивление. Параметры схемы электроснабжения и пуска в относительных единицах связаны следующими соотношениями:
, о.е., (4.3)
, о.е., (4.4)
где – допустимое снижение напряжение в сети, о.е.; – допустимое максимальное напряжение, задаваемое заводом-изготовителем, о.е.; – допустимое минимальное напряжение, задаваемое заводом-изготовителем, достаточное для разворота электродвигателя с заданной нагрузкой, о.е.
В связи с отсутствием специальных пусковых устройств для пуска электродвигателей на пониженном напряжении применяют токоограничивающие реакторы и силовые трансформаторы.
Напряжение на выводах электродвигателя в начальный момент пуска при использовании реактора равно
, о.е. (4.5)
где – мощность короткого замыкания на шинах сети, МВА.
Остаточное напряжение на шинах источника питания
, о.е. (4.6)
Сопротивление пускового реактора, обеспечивающего требуемое начальное напряжение на двигателе
, Ом. (4.7)
Номинальный ток реактора
, А, (4.8)
где С – постоянный коэффициент, принимается для меди равным 122, для алюминия – 82; – допустимое число пусков и длительность одного пуска, с; – среднее значение пускового тока через реактор, определяется по формуле
, А. (4.9)
Выбранный реактор проверяется на термическую и динамическую стойкость. Находят сопротивление реактора в относительных единицах и проверяют напряжение на шинах источника при пуске от выбранного реактора в соответствии с условием (4.4).
Пример 10. Определить остаточное напряжение на шинах и выводах двигателя при его пуске. Схема представлена на рисунке.
Элементы схемы характеризуются следующими данными.
ЭД: ; ; ; ; .
Система С: .
Трансформатор Т: ; .
Токопровод: ; .
Нагрузка: ; .
Расчет выполним в относительных единицах, приближенном приведении. За базисную мощность примем , за базисное напряжение – .
Реактивное сопротивление системы:
.
Реактивное сопротивление трансформатора:
.
Мощность нагрузки:
.
Реактивное сопротивление нагрузки:
.
Реактивное сопротивление токопровода:
.
Пусковая мощность двигателя:
МВА.
Сопротивление двигателя:
.
Напряжение на шинах определяется по формуле:
,
где – суммарное сопротивление элементов, находящихся выше шин, о.е.; – суммарное сопротивление элементов, находящихся ниже шин, о.е.
.
.
Напряжение на шинах равно:
.
Напряжение на выводах двигателя равно:
.
5. ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задача 1. Рассмотрим схему электропередачи, в которой генератор работает через трансформатор и двухцепную линию электропередачи на шины приемной системы бесконечной мощности. Генератор имеет АРВ пропорционального типа. Определить предел передаваемой мощности и коэффициент запаса статической устойчивости в нормальном режиме и при включенном шунтирующем реакторе мощностью 55 Мвар.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.