укрепляют телескопический рычаг для вертикальной нагрузки и рычаг для горизонтальной нагрузки. Уравновешивают телескопический рычаг и отпускают зажимной винт поршня. К образцу прикладывают сначала вертикальную, сжимающую нагрузку, а потом горизонтальную, сдвигающую.
Если вертикальная нагрузка прикладывается вся в один прием, она выдерживается до условной стабилизации деформации.
После условий стабилизации вертикальной деформации образца, отвинчивают горизонтальные упорные винты каретки и приступают к горизонтальному нагружению образца. Горизонтальную нагрузку прикладывают ступенями. Величину ступени в 1 стадии, пока общая величина нагрузки не превысит 0,5-0,6 от ожидаемой, предельной нагрузки сдвига, принимают равной 0,05-0,1 кг/см2, в зависимости от величины предельной нагрузки.
Каждую ступень горизонтальной нагрузки выдерживают, до условной стабилизации деформации сдвига. За условную деформацию принимают скорость сдвига не превышающую 0,01 мм в мин. За сдвигающую принимают нагрузку, при которой показания индикатора отмечают резкое нарастание нестабилизирующейся деформации сдвига. Вес рычага с подвеской для горизонтальной нагрузки в процессе испытания грунта на сдвиг создает дополнительное сдвигающее усилие, равное 0,11 кг/см2. Эту величину следует прибавлять при подсчете величины сдвигающей нагрузки образца грунта при разных вертикальных нагрузках (например, при 1,0; 2,0 и 3,0 кг/см2).
На основании проведенных испытаний производится вычисление основных параметров сдвига: углов внутреннего трения φ, коэффициентов внутреннего трения f=tgφ и сцепления C=τ0 .
Данные этих испытаний удобно представлять в графической форме, в виде графика зависимости между давлением и сопротивлением сдвигу (рисунок 7.1)
На рисунке приведен такой график. На горизонтальной оси откладываются вертикальные нагрузки Р, на вертикальной оси соответствующие им величины сдвигающих усилий T. Прямая АСВ, проведенная через точки, соответствующие результатам параллельно испытанных образцов грунта, представляет собой линию сдвигающих напряжений. Угол наклона этой прямой к горизонтальной оси образует угол внутреннего трения φ, величина тангенса угла f=tgφ - коэффициент внутреннего трения, а отрезок, отсекаемый прямой сдвига на вертикальной оси графика - величину сцепления C.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.