n рыночная структура (характеристика окружающей среды взаимодействия)
n значение покупателя для поставщика (производное от количества и суммы товаров, вовлеченных во взаимодействие)
n сложность сделки (сложность технологии и продукта поставщика и заказчика).
Рыночная структура
Таблица 2. Характеристика окружающей среды взаимодействия
Варианты возможной рыночной структуры |
Модель рынка (конкуренции) |
Степень концентрации рынка (CR4) и уровень конкуренции |
Покупателей много, продавцов много, относительная независимость во взаимоотношениях |
Чистая конкуренция Очень большое количество предприятий, реализующих стандартизированную продукцию; контроль над ценой отсутствует; очень эластичный спрос; неценовые методы конкуренции не практикуются; отсутствуют препятствия для организации бизнеса |
CR < 0,35; низкая концентрация; очень высокая конкуренция |
1. Продавцов много, покупателей много; относительная независимость во взаимоотношениях. 2. Продавцов много, покупателей мало; влияние покупателей. |
Монополистическая конкуренция Большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию; диапазон контроля цен узкий; эластичный спрос; используются неценовые методы конкуренции; входной барьер в отрасль незначительный |
0,35 < CR < 0,65; средняя концентрация; высокая конкуренция |
1. Продавцов мало, покупателей много, влияние продавцов 2. Продавцов мало, покупателей мало, полная взаимозависимость |
Олигополистическая конкуренция Небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от согласованности действий предприятий; преимущественно неценовая конкуренция; наличие существенных препятствий для организации бизнеса. |
CR > 0,65; высокая концентрация; низкая конкуренция |
Продавец один, покупателей много; влияние продавца. Характерно для рынков дефицитного сырья. |
Чистая монополия Одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами незначителен; спрос неэластичен; вход в отрасль для предприятий других отраслей заблокирован. |
CR = 1; концентрация самая высокая; конкуренция отсутствует. |
Рыночная структура описывается количеством покупателей и продавцов и взаимоотношениями между ними, а также взаимоотношениями между конкурирующими компаниями в борьбе за своих клиентов. Рыночная структура окажет прямое влияние на процесс взаимодействия покупателя с поставщиком, а значит на распределение поставщиком человеческих ресурсов между покупателями. В свою очередь величина распределенных ресурсов будет прямо влиять на прочность взаимоотношений с этим покупателем.
CR4 (Concentration Ratio) - показатель концентрации производства в отрасли. Этот показатель позволяет оценить степень монополизации рынка и является величиной, обратной интенсивности конкуренции.
CR4=ОР1+ ОР2+ОР3+ОР4, где
ОР
ОРi - объем реализации продукции i-го предприятия, тыс.руб.
ОР - общий объем реализации продукции заданного ассортимента, тыс.руб.
CR4 представляет собой общую долю четырех первых предприятий рынка, реализующих максимальные объемы продукции в общем объеме реализации продукции на рассматриваемом рынке.
Значение покупателя для продавца
Поставщик будет распределять большее количество ресурсов на того покупателя, который приобретает у него большее количество продукции. Важность покупателя для поставщика определяется следующими основными показателями:
n физический или стоимостной объем закупок покупателя у продавца;
n доля закупок покупателя в общем объеме реализации продавца.
Однако есть еще один фактор, который не поддается формализованной оценке - осознаваемая продавцом стратегическая важность покупателя, способного в будущем стать одним из основных. При этом оценивается потенциальная способность покупателя к закупке продукции продавца в необходимом объеме.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.