Учебная программа по дисциплине "Современный русский литературный язык" (Морфемика. Словообразование)

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

Утверждаю:

Зав. кафедрой русского языка

доцент _______________ С.П.ПЕТРУНИНА

«_____» ________________________ 2009 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЯЗЫКУ

(МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

для специальности 032900 «Русский язык и литература»

(очная форма обучения)

Факультет русского языка и литературы

Курс 2

Семестр 4.

Лекции  – 16 час.

Практические занятия – 28 час.

Лабораторные работы – 6 час.

Самостоятельная работа – 50 час.

Всего – 100 час.

Форма итогового контроля – зачёт в 4 семестре.

Программа составлена на основе ГОС ВПО 2005 г.

Специальность – русский язык и литература.

Квалификация – учитель русского языка и литературы.

Составитель – доктор филологических наук, профессор А. Г. Балакай.

__________________

1 февраля 2009 г.


Пояснительная записка

Предмет, цель и задачи курса.  Словообразование – лингвистическая дисциплина, изучающая строение и образование слов.  В настоящее время в словообразовании сформировались два взаимосвязанных и взаимо­обусловленных раздела (две учебных и научных дисциплины): «морфемика» и собственно «словообразование», или «деривация» (от лат. derivatio – «отведение, отвод»). Морфемика изучает «строительный материал» слов: систему морфем языка, морфемную структуру слов, структурные типы (модели) слов. Словообразование изучает словообразовательную систему языка, способы образования и словообразовательные типы производных слов.

 Таким образом, объектом морфемики и словообразования является слово. Но слово является и объектом фонологии, и объектом лексикологии, и объектом морфологии. Каждая из этих наук рассматривает слово в определённом аспекте или аспектах, т. е. под определенным углом зрения. Объект, рассматриваемый под определённым углом зрения, называется предметом науки. Фонологию интересует слово фонетическое как звук или комплекс звуков, объединенных одним словесным ударением, лексикологию – слово как основная номинативная единица языка, морфологию – слово как парадигма словоформ, то есть словоизменение.

Словообразование (в широком понимании термина) изучает морфемную структуру и способы образования слова, то есть отвечает на вопросы: из каких значимых частей (морфов) состоят слова, как (по каким моделям и какими способами) они образуются.

Связь с другими разделами курса. Морфемика и словообразование теснейшим образом связаны с фонологией, лексикологией, фразеологией и грамматикой.

Связь морфемики с фонологией проявляется уже при разборе слов по составу, так как граница между морфами («морфемный шов») проходит не между буквами, а между звуками: чт/ениj/е. Связь с фонологией обнаруживается при идентификации морфем (объединение двух и более морфов в одну морфему): ног/а – нож/н/ой; рук/а – руч/н/ой; удал/ец/Æ – удаль/ц/а. Закономерность чередований фонем на стыке морфем в определенных позициях послужила основанием для выделения в науке понятий «морфонемы», «морфонологических чередований» и, как следствие – к появлению нового раздела языкознания – «морфонологии».

Связь морфемики и словообразования с лексикой и фразеологией проявляется при морфемном анализе слова, когда значение многозначных морфем устанавливается с учетом значения слова в контексте. Так, в слове отучиться значение приставки от- определяется в зависимости от значения глагола: 1. Закончить, завершить действие, названное мотивирующим словом (отдежурить, отработать, отзвучать). 2. Избавиться от чего-л. (отписаться, отговориться, отвертеться). Прилагательное красный в значении «краси­вый» (Не красна изба углами – красна пирогами. Красна девица. Красноречивый) имеет корень -крас- (ср.: красивый, краса, красота), а в значении «цвета крови» (краснота, краснеть) – корень -красн-. Существительное учительство в значении «совокуп­ность учителей, учителя» имеет суффиксы -и-, ‑тель-, -ств-; а в значении «желание всех учить, поучать, наставлять» имеет суффиксы -и-, ‑тель/ств- (ср.: строительство, разбирательство, измывательство). Слова-омонимы могут иметь разный морфемный состав: I. Муш/к/а – «маленькая муха». II. Мушк/а – «выступ на передней части оружейного ствола». Многие производные слова в русском языке образуются не от основы одного слова, а от фразеологических единиц или их частей: шапкозакидательский (от GШАПКАМИ ЗАКИДАТЬ), железнодорожник (от GЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА), зачётка (от GЗАЧЁТНАЯ КНИЖКА) и т. п.

Похожие материалы

Информация о работе