Учебная программа по дисциплине "Современный русский литературный язык" (Морфемика. Словообразование), страница 2

Связь морфемики и словообразования с морфологией проявляется  в разграничении таких ключевых понятий, как «формообразование» и «словообразование», «формообразующие» и «словообразующие» аффиксы. Морфемный анализ проводится с обязательной ориентацией на категориально-грамматическое значение слова: Если слово перед – существительное, склоняемое (перед/а, перед/у, перед/ом), следовательно, в нём выделяется основа и нулевое окончание: перед/. Если перед – предлог, неизменяемая часть речи, значит, окончания не имеет, основа перед равна слову. Если печально – краткое прилагательное (лицо её было печально), то основа печаль/н-, окончание – . Если печально – наречие (глядела печально), то -о – словообразовательный суффикс, входящий в основу наречия печаль/н/о. Окончания в наречии, несклоняемой и неспрягаемой части речи, нет. Слова разных частей речи имеют свои особенности словообразования. Например, аббревиация характерна только для существительных. Лексико-синтаксическим способом в современном русском языке образуются преимущественно сложные прилагательные. С помощью нулевого суффикса образуются существительные от прилагательных (синий ® синь, высокий ® высь) и глаголов (уходить ® уход, срезать ® срез). Постфиксальным способом образуются возвратные глаголы от невозвратных (судить ® судиться), неопределённые местоимения от относительных (кто ® кто-то). У наречий и слов категории состояния необходимо различать синхронные и диахронные способы словообразования. Эти и другие особенности образования слов разных частей речи нужно постепенно запоминать, чтобы учитывать их в анализе.

Место и роль дисциплины в системе профессионального образования. Морфемика и словообразование помогают проникнуть в тайны механизмов строения и образования слова, что имеет важное значение для развития лингвистического мышления студентов-филологов, показывают сложную и непрямолинейную связь между планом выражения и планом содержания слова. В результате морфемного и словообразовательного анализа слов разных частей речи приходит понимание, что значение целого (слова) не равно сумме составляющих его частей, слово представляет собою сложный синтез явлений фонологии, морфонологии, морфемики, деривации, семантики. Системный характер словообразования открывает перед исследователем огромный, практически неисчерпаемый, потенциал словарного запаса русского языка.

Построение курса. Формы текущего и итогового контроля. Изучение курса предусматривает систему лекционных, практических и лабораторных занятий, контрольные работы по морфемике и словообразованию, решение лингвистических задач. Для руководства самостоятельной работы студентов издано настоящее учебно-методическое пособие. Формой итогового контроля является зачёт, который может быть выставлен студенту по результатам специального собеседования или на основе успешной и систематической работы в течение семестра.


Требования к уровню знаний и умений

Изучив разделы «морфемика» и «словообразова­ние», студент должен знать:

–  различия между синхронным и историческим словообразованием;

–  основные термины и понятия морфемики и словообразования;

–  соотношение между морфом и морфемой, основания для объединения нескольких морфов в одну морфему;

–  типологию морфем по их роли в составе слова (кор­невые и аффиксальные), по функции (словообразу­ющие, формообразующие, основообразующие, синкретичные);

–  виды исторических изменений в структуре слова;

–  морфонологические особенности словообразования (морфонологические чередования, усечение основ, наложение морфов);

–  способы словообразования различных частей речи;

уметь:

–  аргументированно и последовательно производить морфемный анализ слова;

–  обнаруживать и объяснять морфонологические чередования;

–  идентифицировать морфы одной морфемы (алло­морфы);