СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ В АПК
В условиях глобализации экономики и ужесточения конкуренции стратегической целью субъектов рынка является максимизация прибыли, достигаемая за счет трех факторов: производственного, маркетингового и финансового. В связи с этим управление современным бизнесом включает три равноправных блока — производство, финансы и маркетинг, имеющие свои зоны ответственности и связанные с менеджментом персонала.
В зависимости от того, что ставится во главу угла при решении стратегических задач бизнеса, можно говорить о четырех различных подходах:
■ производственном;
■ финансовом;
■ ориентированном на персонал;
■ маркетинговом.
По нашему мнению, управление сбытом продукции в агропромышленном комплексе должно быть направлено на создание правовых, экономических и организационных условий для
производства продукции определенного объема, ассортимента, качества и быстрое доведение его до потребителей.
Сельскохозяйственные товаропроизводители могут выступать на рынках пяти типов:
■ потребительском;
■ промышленном;
■ международном;
■ рынке промежуточных продавцов;
■ рынке государственных учреждений.
На вышеперечисленных рынках они предлагают следующие виды товаров:
■ сельскохозяйственное сырье (зерно, масло-семена, молоко, шерсть, сахарную свеклу, скот и птицу) для дальнейшей переработки;
с ■ продукцию, готовую к употреблению в све-
^ жем виде (овощи, ягоды, фрукты и т.д.);
с ■ продовольственные товары, полученные в
J собственном производстве (муку, крупу, хпеб и
-Q хлебопродукты, мясные и молочные продукты,
2! растительное масло и т.д.) (81.
^ К субъектам сбытовой деятельности в АПК,
следует отнести всех участников аграрного рынка, которых можно объединить в четыре группы:
■ производители сельскохозяйственной продукции — сельскохозяйственные организации всех форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения;
■ первичные покупатели сельскохозяйственной продукции — заготовительные (элеваторы, хлебоприемные пункты, холодильники, овоще- и фруктохранилища), брокерские и дилерские фирмы, участники бартерных сделок;
■ посредники — государственные и частные торгово-закупочные структуры, посредники-агенты, оптовые продовольственные рынки, предприятия розничной торговли;
■ конечные покупатели сельскохозяйственной продукции — физические лица, семьи, домашние хозяйства, организации общественного питания и торговли, перерабатывающие предприятия и т.д.
Управление сбытом в АПК мы считаем необходимым рассматривать как целенаправленную
деятельность, принципы и методы осуществления которой призваны организовать доведение сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя. Они включают в себя:
■ транспортировку продукции — ее физическое перемещение от производителя к потребителю:
■ доработку продукции до товарных кондиций — подбор, сортировку, сушку и прочие процедуры, повышающие степень доступности и готовности продукции к потреблению;
■ хранение продукции — создание и поддержание необходимых запасов;
■ контакты с потребителями — действия по физической передаче товара, оформлению заказов, организации платежно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке (рис. 1).
Основной задачей управления сбытом является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий в АПК относятся элементы сбытовой политики. Они включают в себя совокупность сбытовых стратегий (охват рынка, сегментирование, позиционирование и т.д.) и комплекс решений и действий по созданию ассортимента выпускаемой продукции, ценообразованию, формированию спроса и стимулированию сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки), заключению договоров поставки, товародвижению, транспортировке, инкассации дебиторской задолженности и прочим аспектам сбыта.
Управление сбытом в АПК предполагает комбинированное и координированное использование инструментов маркетинга, прежде всего товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политики, нацеленное на решение следующих вопросов:
■ сегментирования рынка;
■ выбора целевых сегментов, на которые ориентирован сбыт
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.