ностями сельского хозяйства, сельскохозяйственной продукции, а также действием рыночного механизма в отрасли:
1. Сельское хозяйство удовлетворяет важнейшую потребность населения в продовольствии через продукты питания или сырье для пищевой промышленности. Сельскохозяйственная продукция, являясь товаром первой необходимости, должна поступать своевременно, в необходимом объеме и ассортименте, высокого качества с учетом нужд и запросов потребителей. При этом требуются оперативность поставки, целесообразная упаковка, хорошее сервисное обеспечение.
2. Земля в сельском хозяйстве — не только объект труда, как в других отраслях материального производства, но и его предмет, а также основное средство производства. От ее естественного плодородия, способов обработки почвы в сочетании с погодными условиями, интенсивности эксплуатации во многом зависят объем, ассортимент и качество продукции. В связи с этим в маркетинге должны в максимальной степени учитываться прогнозные оценки состояния с/х производства, своевременно и оперативно предприниматься меры по сохранению его устойчивости, удовлетворению запросов потребителей по всем параметрам.
3. Исключительно важное значение приобретает производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, обладающей лечебными и диетическими свойствами. Маркетинг такой продукции на всех стадиях ее производства и доведения до потребителя принципиально отличается от традиционного.
4. К числу особенностей сельского хозяйства относятся несовпадение
рабочего периода и периода производства и связанная с этим сезонность
поступления продукции. Так, в растениеводстве рабочий период длится целый
год, а продукция поступает один два раза в год. В связи с этим возникает
необходимость хранения и переработки продукции, что удлиняет процесс
продвижения ее от производителя к потребителю. Отсюда более высокие требования
к маркетинговым службам относительно
спроса, рыночной конъюнктуры и конкурентов.
5. Некоторые особенности маркетинга в сельском хозяйстве
связаны с аграрной реформой, в ходе которой произошли реорганизация колхозов
и совхозов, перераспределение земель, их приватизация, социальные
и структурные преобразования. В результате на базе колхозов и совхозов были
созданы различные хозяйственные формирования. Часть колхозов и совхозов
превращена в подсобные хозяйства предприятий и организаций. Заметно расширились
площади земель, выделенные для личных хозяйств населения, коллективных садов и
огородов, дачного
строительства. Получило развитие фермерское движение. Все это привело к разнообразию
форм собственности и форм хозяйствования, возникновению маркетинговых
структур, существенно отличающихся как с точки зрения организации,
функционирования и управления, так- и с точки зрения восприимчивости и
адаптивности к нуждам, запросам и интересам потребителей.
6. В сельском хозяйстве широкое распространение получили корпоративные формы управления предприятиями (организациями), отличающиеся особой системой взаимоотношений между наемными работниками маркетинговых
служб и акционерами, направленной на обеспечение эффективности деятельности формирования в интересах его владельцев
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.